Суд Смольнинского района Санкт-Петербурга признал незаконным отказ ЗАГСа зарегистрировать ребенка, рожденного суррогатной матерью от умершего год назад молодого человека.
Накануне судебного заседания в "РГ" вышел материал "Нет, весь я не умру", где рассказывалось о сенсационном событии: 22 сентября 2010 года появился на свет Егорка Климов. К моменту зачатия ребенка его отца уже три месяца как не было в живых. 19-летний студент-медик заболел лифогранулематозом. Перед химио терапией его маме удалось уговорить сына сдать образец спермы для криоконсервации... Артем умер - родился Егор.
Наталья Юрьевна Климова с медицинским свидетельством о рождении и с письменным согласием суррогатной матери пошла в ЗАГС для получения свидетельства о рождении. Но там ей отказали. Не вникнув в нестандартную ситуацию, не пожелав разобраться в тонкостях закона, ЗАГС просто переадресовал Климову в суд. Сказали, что, мол, процедура суррогатного материнства предусмотрена российским законодательством только для супружеских пар. А в браке Наталья Юрьевна не состоит.
Так получилось, что Егор Артемович, с днем рождения которого уже поздравила "Российская газета", вовсе и не Егорка, а не понятно кто, зависший в правовом вакууме, без имени, фамилии и отчества. Эту абсурдную ситуацию на редкость быстро разрешил суд, удовлетворив иск Климовой о признании ее матерью.
Да, большинство клиник репродукции и ЗАГСов до сих пор уверены, что родители - заказчики "суррогатной" программы должны обязательно быть в браке. А одинокие люди в принципе не имеют права пользоваться услугами суррогатной матери. Им советуют смириться с тем, что стакан воды будет подать некому.
Но в законе отсутствуют какие-либо ограничения на права одиноких, не состоящих в браке людей, на продолжение рода через программу суррогатного материнства. И в данном случае, считают юристы, регистрация детей должна осуществляться по "аналогии закона", то есть в соответствии с порядком, который предусмотрен для аналогичных случаев 51-й статьей Семейного кодекса Российской Федерации и 16-й статьей Закона "Об актах гражданского состояния". А смысл этих статей, говоря понятным языком, в данной ситуации сводится к следующему: чтобы в свидетельстве о рождении Егора было записано, что Наталья Юрьевна является его матерью, необходимо получить согласие суррогатной матери.
- Раньше назначались какие-то дополнительные заседания, допустим, подобные разбирательства по аналогичным делам в Калининском районном суде Петербурга, в Кунцевском и Бабушкинском судах Москвы затягивались до трех месяцев, - комментирует Константин Свитнев, директор компании, представляющей в российских судах интересы "одиноких" мам и пап, ставших родителями через суррогатное материнство. - Но сейчас благодаря уже устоявшейся правоприменительной практике такие вопросы стали решаться очень быстро. Смольнинский районный суд, например, рассмотрел дело всего через пять дней после обращения Натальи Климовой в суд, и в первом же заседании удовлетворил ее иск, обратив решение к немедленному исполнению.
В этой области есть позитивный международный опыт тех стран, которые уже приняли соответствующее законодательство. Среди них, к примеру, Великобритания, Бельгия, Испания, Португалия, наши соседи по СНГ. Были у них и ошибки. Прежде всего в Германии и Италии. Там практически невозможны донорские и "посмертные" репродуктивные программы, запрещено суррогатное материнство, существуют ограничения на криоконсервацию (замораживание) эмбрионов.
Из досье "РГ"
Установлен новый мировой рекорд по продолжительности хранения замороженного человеческого эмбриона, из которого на свет появился ребенок. Теперь данный срок составляет 20 лет, в то время как прежний рекорд, зафиксированный в 2006 году, равнялся 13 годам. В американском штате Вирджиния в мае нынешнего года родился младенец из одного из 5 эмбрионов, замороженных в 1990 году. Это здоровый мальчик весом 3 кг 150 г. Эта информация несколько месяцев хранилась в тайне и была обнародована только теперь. При этом сообщается, что у новорожденного есть родной брат или сестра, который был рожден 20 лет назад из эмбриона от той же пары, однако не проходившего процесса заморозки. По мнению некоторых специалистов, срок хранения эмбрионов при низкой температуре, после которого они могут успешно развиваться, может превышать 40 лет.