Политологи предлагают пересмотреть утвержденную два года назад Транспортную стратегию

Эксперты предлагают пересмотреть Транспортную стратегию России, разработанную на ближайшие двадцать лет. И объясняют это изменившейся экономической ситуацией. Свои предложения они озвучили вчера в Институте современного развития. Правда, "в тайне" от самих транспортников.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин не исключил, что возможна разработка общего экономического документа, в котором будут связаны все "инфраструктурные" отрасли - не только транспортная, но и энергетическая. Профессор Финансовой академии при правительстве РФ Олег Дунаев даже предложил создать экспертную группу, которая бы обсуждала транспортные проблемы.

Всего было опрошено 12 экспертов, которых выбирали по индексу их цитируемости в публичных источниках. В целом они констатировали стагнацию транспортной отрасли. Но особенно досталось от экспертов региональной транспортной системе. По их мнению, автобусный парк в регионах буквально терпит бедствие. По свидетельству одного из них, 70 процентов автобусов пора утилизировать, и под угрозой из-за этого безопасность пассажиров. Дорожная сеть там тоже фактически не развивается. Эксперты предполагают, что это связано с перераспределением средств в сторону социальных приоритетов. Хотя транспортная система - основа и начало любых проектов.

При пересмотре стратегии, считают эксперты, на региональный аспект необходимо обратить особое внимание. В России даже в благополучные годы у регионов не было достатка в деньгах на дорожное строительство. Например, шесть субъектов Федерации не имеют ближайшего дорожного сообщения со своими соседями. Финансовое обеспечение стратегии также вызывает у экспертов опасение. Они рекомендуют в качестве новых источников получения денежных средств повысить акцизы на бензин не на рубль, как предусмотрено на 2011 год, а на 8 рублей. Обложить налогами "черных" грузоперевозчиков, сделать более привлекательным транспорт для частных инвесторов, в том числе иностранных. Для привлечения частных средств инвесторам нужны твердые долгосрочные гарантии, иначе они будут отказываться вкладывать свои деньги. Пока частный инвестор не видит для себя мотивов участия в долгосрочных проектах. И эксперты предлагают создавать фонды, корпорации, программы на государственном уровне, которые будут способны поддерживать развитие крупных транспортных проектов. Такие фонды могли бы как раз являться гарантией для инвесторов. В отношении пропорций участия бизнеса и государства в строительстве транспортной инфраструктуры мнения экспертов разошлись. Некоторые считают, что государство и бизнес должны вкладываться 50 на 50. Другие считают, что государство должно вкладывать 30 процентов, а бизнес - 70.

К сожалению, к обсуждению этого исследования вчера не были приглашены представители мин-транса, транспортных и дорожных компаний. По некоторым вопросам эксперты "ломились в открытые двери". Например, минтранс давно уже предложил в дорожном строительстве перейти на долгосрочные контракты, которые обяжут компании не только прокладывать трассы, но и отвечать за их качество при эксплуатации. И если обнаружится брак, то устранять его строители будут за свой счет. Кстати, и дорожный фонд был организован по инициативе минтранса, чтобы регионы расходовали целевые средства только на дороги.