02.11.2010 00:30
Рубрика: Дороги

Точное попадание в пробку

Игорь Левитин назвал меры, которые помогут Москве сдвинуться с места

Министр транспорта Игорь Левитин на совещании у президента представил предложения своего ведомства, которые помогут стабилизировать движение в Московском регионе.

Корреспондент "РГ" встретилась с директором департамента государственной политики в области дорожного хозяйства минтранса Игорем Костюченко, который более подробно рассказал об этих предложениях.

По его словам, предложение о запрете движения на МКАД машин весом более 1,5 тонны в дневное время прорабатывается сейчас с научными организациями. По подсчетам экспертов, 30 процентов автомобилей на МКАД - это тяжелые длинномерные грузовики. Ограничение их движения только на 10-15 процентов может существенно снизить загруженность дорог на въезде в Москву. Эта мера может быть введена уже в первом квартале следующего года. Но перед этим предстоит еще посоветоваться с общественностью, сказал Костюченко. Создается координационный совет, на котором будут обсуждать все предлагаемые решения.

Проблему транзитного трафика планируется "разрулить" Центральной кольцевой автодорогой, которая будет построена на расстоянии 50 километров от столицы.

Это даст возможность транзиту уходить на нужное направление, минуя МКАД. В конце прошлой недели госкомпания "Автодор" подтвердила, что проектная документация по ряду участков этой трассы находится в Главгосэкспертизе. Но уже сейчас мы предлагаем логистическим центрам и крупным грузополучателям Москвы пересмотреть свой график работы, подстроиться под ночное время движения грузовиков.

С крупными перевозочными пассажирскими компаниями, с РЖД прорабатывается вопрос, который сделает возможным пересадку из междугородного автобуса на электричку в Москву. Упростить это поможет введение единого билета для междугородних автобусов и электричек, уверен Костюченко. Такие крупные пересадочные узлы увеличат частоту движения скоростных электричек, следующих в Москву. Скорее всего, там расположатся и новые автовокзалы Московского региона. Их будет не меньше пяти. Пока же единственный легальный автовокзал в столице находится у станции метро "Щелковская".

Что касается привокзальных площадей, которые изобилуют непонятными ларьками, то московские власти намерены избавиться от таких стихийных торговых точек. Минтранс совместно с регионами уже готовит предложения по организации движения у вокзалов, причем не только московских. Главная идея - чтобы площади у железнодорожных вокзалов и аэропортов были предназначены исключительно для высадки и посадки пассажиров и для провожающих.

Отдельный разговор - маршрутки. В Московском регионе их могут заменить на более вместительные автобусы. Игорь Костюченко пояснил, что не стоит задача убрать с дорог все маршрутки, но необходимо оптимизировать их количество. В первую очередь будут учитывать интерес пассажиров. Кстати, каждый желающий сможет поучаствовать в обсуждении "антипробочных" мер. И только с учетом мнения граждан будут приниматься решения по маршруткам, уточнил представитель минтранса.

Московские власти намерены решить вопрос и с торговыми центрами, рынками. Если это самовольные постройки, их придется демонтировать. Если же все по закону, но из-за их работы создается "непробиваемая" ситуация на дороге, то владельцы торговых центров вместе с властями должны проработать вопрос оптимизации подъездов. Игорь Левитин уже поручил Ространснадзору в течение месяца провести экспертизу съездов и подъездов к крупным и мелким торговым и сервисным объектам. С результатами проверки дорожники обратятся в МВД, прокуратуру, градостроительные надзорные органы. И уже сообща будут предпринимать необходимые меры по нормализации ситуации в узких местах.

Что касается дополнительных развязок на МКАД, то нельзя превращать Кольцевую дорогу во внутриквартальную улицу, сказал Костюченко. За рубежом обеспечивается съезд за несколько километров. Есть параллельная дорога, либо расширение полос торможения и разгона, либо развязка на двух уровнях. В России владельцам торговых центров тоже, видимо, придется участвовать в обеспечении дополнительных съездов с МКАД.

Также поставлена задача навести порядок в сфере частных перевозчиков - такси. По словам Игоря Костюченко, здесь тоже надо обратить внимание на зарубежный опыт. Там работа такси регламентируется приобретением номера транспортного средства определенного цвета. Их количество лимитировано исходя из потребностей пассажирских перевозок и ситуации на дорогах и улицах города. Нелегальный таксист сразу же квалифицируется как незаконный предприниматель. Но у нас "свободных" перевозчиков особо никто и не ловит, хотя всем известно, где у них "точки". Минтранс, правительства Москвы и Московской области создадут четкую и достаточную правовую базу для работы такси в городах России, пообещал Костюченко.

Новые инициативы

Игорь Левитин, министр транспорта РФ:

- Меры, которые необходимо принять, чтобы преодолеть критическую ситуацию, сложившуюся в дорожном движении Московского региона, я бы разделил на две группы: организационные и инфраструктурные.

Первая группа не потребует значительных капиталовложений. Эти меры можно принять оперативно. Например, ограничить въезд в Москву пассажирских иногородних автобусов. Но одновременно надо обустроить пассажирские терминалы, в том числе и в Московской области, где люди могли бы пересесть на электрички, следующие в Москву. Необходимы такие терминалы и на конечных станциях метро. Следует также ограничить въезд грузового автотранспорта в Московский регион с семи утра до десяти часов вечера, а также круглосуточно в выходные и праздничные дни, обеспечив для них места стоянок рядом с федеральными трассами на въезде в Москву и область.

Большую роль в разгрузке пробок играет правильно организованная работа светофоров. Надо оптимизировать режим регулирования, дав автотранспорту "зеленую волну". И, конечно, отказаться от проведения плановых дорожных работ в дневное время. Не лишним было бы ввести временный мораторий на предоставление земель, выдачу разрешений на строительство крупных торговых складских объектов в придорожной полосе автодорог на въезде и выезде из столицы.

Вторая группа - инфраструктурные меры - носит более долгосрочный характер. И предполагает существенные финансовые затраты. В целом эти меры уже обозначены в программе развития транспортного комплекса Московского региона. Она была разработана два года назад и одобрена на совместной коллегии минтранса, правительств Москвы и Подмосковья, а также на заседании Правительственной комиссии по транспорту и связи. Уже начата работа по ее актуализации.

В программе есть план развития и взаимодействия всех видов транспорта. Она также предусматривает комплекс мероприятий по модернизации и созданию инфраструктурных объектов. Например, создание специальных полос движения для общественного транспорта, модернизацию железнодорожных линий и создание дополнительных пассажирских станций, соединение конечных станций московского метрополитена с городами-спутниками Московской области. Строительство крупных объектов, таких как дублер Кутузовского проспекта или Северная рокада, планируется вести на принципах концессии с участием организаций, у которых есть опыт по созданию магистралей в условиях плотной застройки.