Петербургские автомобилисты выступают против паркингов
Стоянка и хранение автотранспорта - одна из самых острых проблем Санкт-Петербурга. Сегодня в нем около 400 тысяч гаражей, во многих участках возникла градостроительная необходимость. Как результат, в Северной столице начались "гаражные войны".
Отгоните машину
Территории под гаражи город сдал в аренду десятилетия назад. И новость о том, что участки придется освобождать, для многих стала очень неприятным сюрпризом.
- Когда город начал принимать решения о расторжении договоров аренды, граждане оказались не готовы, - поясняет заместитель председателя комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) Мария Смирнова. - Но нужно правильно расставить приоритеты. Наша задача - решить проблемы хранения автотранспорта, а не зимних запасов, запасных колес или старых вещей, которым нет места в квартире. Полвека назад, когда в Петербурге сносили дровяные сараи, тоже все были недовольны.
Решить проблему комплексно городские власти попытались с помощью постановления "О мерах по обеспечению и защите прав жителей Санкт-Петербурга, являющихся владельцами гаражей", изданном в 2008 году. Этот документ предусматривает предоставление в установленном порядке объединениям горожан - владельцев гаражей земельных участков для строительства многоярусных гаражей-паркингов или же открытых коллективных автостоянок. Теоретически в случае невозможности предоставления таких участков "права граждан обеспечиваются путем предоставления им компенсаций за счет средств бюджета Санкт-Петербурга". На практике же постановление не работает. Для получения участка необходимо согласие владельцев не менее 75 процентов владельцев гаражей, подлежащих сносу, а формулы расчета размера компенсаций до последнего времени попросту не было.
Неточный расчет
За десятилетия гаражно-строительные кооперативы и коллективные автостоянки превратились в "гаражное братство". Автовладельцы не только отделали и обжили гаражи, но и с нуля создали инфраструктуру. На паевые взносы и ежегодные платежи проложили дороги, подвели электричество и воду, обустроили ремонтные зоны.
Постановление N 1234, которое наконец-то выпущено и содержит формулу расчета компенсации, всего этого не учитывает.
- Речь не идет о рыночной оценке, - поясняет заместитель директора департамента оценки ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" Владислав Мурашов. - Не учитывается также земельная составляющая, так как это собственность города. В формуле есть стоимость основных конструкций с учетом износа и индекс изменения цен на строительные материалы.
Согласно расчетам ГУИОН, владельцам бетонных гаражей фактически выплатят стоимость одной стены, крыши и ворот, ведь все остальные элементы у них общие с соседями. Сумма компенсации составит примерно 30 тысяч рублей. Самыми дорогими признаются отдельно стоящие кирпичные гаражи - там оценка в два раза выше, а за металлический гараж владелец получит не более 15 тысяч рублей. Однако и эти компенсации положены только тем, чьи гаражи сносят для нужд города. Если участок предназначен для реализации инвестпроекта, компенсации должен выплачивать инвестор.
В ноябре правительство Санкт-Петербурга планирует утвердить городскую программу строительства паркингов на 500 тысяч автомобилей. Город будет предоставлять земельные участки в счет машиномест для льготников. Что делать остальным автовладельцам, пока непонятно.
Временный вариант
А пока на кооперативы уже надвигаются бульдозеры. По словам Игоря Тимофеева, бывшего владельца гаража на стоянке "Парнас-1", действуют власти оперативно.
- Люди возвращались с работы и находили свои гаражи сровненными с землей. Рылись потом в обломках, откапывали какие-то уцелевшие вещи, - возмущается он. - Автомобили парнасовцев стоят теперь во дворах. За место в паркинге мне предложили сделать первый взнос в 450 тысяч рублей. Таких денег ни у меня, ни у моих соседей по гаражу попросту нет, - сетует Тимофеев.
Другой автолюбитель называет цену в 670 тысяч рублей.
- Во-первых, это намного дороже, чем сама машина. Во-вторых, теплый гараж и стоянка в практически открытом многоярусном боксе - вещи все же разные.
По мнению автовладельцев, выходом из ситуации могло бы стать строительство "народных паркингов", подобно тому как это делается в Москве. Главная идея проекта - новые места стоянки должны быть построены до того, как снесут старые. И в удобном для владельцев месте.
- Наши гаражи сейчас подпадают под снос, - рассказывает председатель гаражной стоянки "Старопаново" Виктор Демидович. - Нам, конечно, обидно, но не в этом дело. Здесь планируется построить паркинг, но у нас кругом район одноэтажной частной застройки. До многоэтажных домов в Ульянке, Сосновой поляне, Лигово - три километра и более. Кто будет ставить сюда машины?
Вставить пробку
У проблемы ликвидации гаражей есть и еще одна сторона. По оценкам специалистов, значительное количество боксов принадлежит пенсионерам, которые используют автомобили исключительно в теплое время года. И если раньше эти машины пылились в гаражах, то теперь займут улицы и дворы. Даже если признать, что треть боксов не используется по прямому назначению, все равно сотни тысяч "лишних" машин способны парализовать внутриквартальное движение. При этом, по прогнозам экономистов, ежегодно количество личного автотранспорта в Северной столице будет возрастать на 12-15 процентов.
- Петербургу необходима городская целевая программа по расселению гаражей и решению транспортной проблемы, - считает председатель комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга по промышленности, экономике и собственности Александр Ольховский. - После проведения общественных слушаний решено создать рабочую группу, собрать рекомендации всех участников процесса и направить их в адрес правительства Санкт-Петербурга.
Тем временем
Фонд имущества Санкт-Петербурга отменил назначенный на 27 октября аукцион по продаже права аренды территории на Дальневосточном проспекте, где расположены боксы гаражей "Смольнинский-1А".