Цены на платные парковки заставляют москвичей ставить машины в незаконных местах

Москва задыхается в пробках. Автомобилисты негодуют. Но сами же зачастую являются виновниками этих пробок. Приткнули кое-как машину у обочины - и бегом по делам. А другие вынуждены объезжать ее, тем самым тормозя весь поток. Особенно характерно это для центра города. Но "застрял" центр, встают и остальные магистрали.

"А куда, простите, пожалуйста, девать машину? - спросит большинство автолюбителей. - Много ли паркингов в центре?"

На самом деле паркинги есть, как выяснили корреспонденты "РГ", задавшись целью найти место для авто на самых многолюдных улицах города. Правда, все они исключительно коммерческие. Удивительно, но факт: во всей Москве мы не нашли ни одной муниципальной парковки. Ну а цены у коммерсантов, увы, кусаются. Например, 100 рублей в час обойдется парковка автомобиля в подземной стоянке гостиницы "Ритц Карлтон" на Тверской. Время въезда там фиксируется автоматически. Если авто простояло там час и одну минуту, заплатите за два часа. За мгновение минута превращается в еще один стольник.

И так везде. Сутки нахождения автомобиля у "Ритц Карлтона" обойдутся в 1 500 рублей, месячный абонемент - в 15 тысяч рублей. И тем не менее три подземных этажа заполнены почти под завязку!

Те же 100 рублей за час пришлось выложить за стоянку под открытым небом рядом с гостиницей "Метрополь". Кусок земли, огражденный двумя шлагбаумами, приносит кому-то весьма неплохой доход. Кому именно и на каких основаниях? Эту тайну нам так и не выдали.

Зато в нескольких метрах отсюда мы нашли подземный паркинг, принадлежащий управляющей компании "Манежная площадь", где час стоянки стоил уже 140 рублей! Вскоре выяснилось, что и это не предел: на Ильинке, напротив Гостиного Двора, цена подземного паркинга - 200 рублей в час! Простояли 61 минуту? Гоните 400 рублей. Дешевле в приличном кафе пообедать! Людей, способных выкладывать такие деньги, даже в Москве, очевидно, немного, так как паркинг стоит наполовину пустой.

Наконец-то нашлась автостоянка подешевле. В торговом комплексе "Европейский" на 5-м и 6-м этажах паркинга можно оставить авто за 50 рублей в час. Но что удивительно? При пользовании ею более трех часов стоимость не понижается, как обычно бывает, а, наоборот, вдвое возрастает. "Это сделано для того, чтобы ставили машины только покупатели, - пояснили корреспондентам "РГ" в дирекции торгового центра. - Среднестатистическому покупателю, даже если он решит покататься на коньках или посмотреть кино, трех часов хватит". В результате, несмотря на низкую стоимость первых 180 минут стоянки, в будни паркинг пустует более чем на две трети.

Есть по соседству с торговым комплексом и частная парковка. Она расположена со стороны Площади Европы. Кусок асфальта за железным заборчиком. Оказалось, многие клиенты торгового комплекса предпочитают пользоваться именно им - здесь час стоит 40 рублей. Но выдать чек нам отказались, сославшись на то, что кассовый аппарат сломался. В общем, прав мэр Москвы Сергей Собянин, заинтересовавшись этим видом бизнеса. В том, что городу от него мало что перепадает, сомневаться не приходится.

Для себя же делаем вывод: если платить хотя бы по 100 рублей в час за парковку в центре, то в месяц работающему человеку это обойдется в 17 600 рублей. Добавим расходы на бензин, на обслуживание автомобиля. Получается, только на него и придется работать. Вот и ответ на вопрос, почему москвичи бросают машины на улице, а не как цивилизованные граждане ставят их в паркинги. Есть и еще один досадный нюанс: найти даже коммерческие паркинги в нашем городе может только человек, который знает, где они расположены. Нормальный указатель мы нашли лишь на Тверской. Хозяева остальных не позаботились о том, чтобы указать к себе дорогу.

Идеальным выходом для большинства москвичей стали бы перехватывающие парковки при въезде в город. Если бы цены там были более щадящими, а общественный транспорт ходил по расписанию, то разве жители столицы и Подмосковья рвались бы на своих четырех колесах прямо к Кремлю? Но сколько власти не обещали построить их, до сих пор в городе имеется лишь одна перехватывающая парковка на площади Гагарина. Да и та особым спросом не пользуется: за день там оставляют не более 8-9 автомобилей. Хотя плата здесь как раз вполне по карману- первые два часа по 50 рублей, с 3-го по 6-й часы - 30 рублей. Если оставить авто на 12 часов, час обойдется и вовсе по 10 рублей. "Понимаете, если человек уже пересек практически Ленинский проспект и добрался почти до центра Москвы, есть ли ему смысл пересаживаться на метро, чтобы проехать еще пару станций? - рассуждает специалист ГУП "Гормост" Василий Чуйко (эта организация эксплуатирует паркинг). - Перехватывающая парковка на то и перехватывающая, чтобы, добравшись до конечных станций метрополитена, можно было оставить возле них автомобиль, а не ехать в центр, создавая там пресловутые заторы".

компетентно

Михаил Блинкин,

научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:

- В Европе, Америке существует платный и очень дорогой въезд в центр города. Например, на Манхеттене стоимость месячного парковочного талона достигает 1 500 долларов. Естественно, что среднестатистический американец не позволит себе таких трат. Поэтому в центр они на машинах не ездят, оставляют личный транспорт на перехватывающих парковках возле станций метро или других транспортных узлов.

Стоят перехватывающие парковки за границей по нашим меркам копейки. Доллар-полтора в день. Причем существует такая система, что талон на паркинг является билетом в метро. Чтобы в ближайшее время в Москве снизить транспортную напряженность хотя бы процентов на 10, подобный опыт мог бы помочь.