15.11.2010 00:20
    Поделиться

    Андрей Максимов: Пробки - не стихийное бедствие, а проблема, которую можно решать

    Тут вдруг неожиданно выяснялось, что московские пробки - это не ураган и не цунами. То есть мы-то всегда думали, что это - стихийное бедствие, а оказалось: это - проблема. А если проблема - значит, ее можно решать. Невероятное открытие!

    Нас-то все время уверяли, что пробки возникают потому, что в Москве очень много машин и размножаются они практически как китайцы, - удержу никакого и спасения нет, надо дрожать и ждать, когда придет коллапс. Другими словами: пробки - это цунами и ураган, стихийное бедствие.

    Но, когда выяснялось, что это проблема - все стали ее решать. На всех уровнях. Выяснялось, как всегда, что дрожать и ждать коллапса - занятие все-таки менее интересное, и, главное, достойное, чем пытаться его предотвратить.

    Народ обрадовался, но испугался. Народу ведь всегда чего хочется? Чтобы изменения к лучшему произошли, но чтобы платило за эти изменения начальство. Поэтому, когда заговорили о том, что проезд в центр Москвы может стать платным - все напряглись. Когда выяснялось, что это - слухи: отпустило.

    Проблемы пробок стали обсуждать на высоком уровне. На самом-самом верху. Президент страны Дмитрий Медведев выступил с рядом конкретных и дельных предложений. Мэр Москвы Сергей Собянин опубликовал на сайте правительства Москвы свои предложения - среди них тоже есть хорошие.

    Предложения эти хорошо известны - повторяться не буду, тем более что "Российская газета" писала об этом весьма подробно.

    Однако меня удивляет вот что.

    Пока проблемы не существовало, а имелось лишь стихийное бедствие, понятно, что ответственных за него не существовало также. Право слово, ну, кто может отвечать за цунами?

    Но, когда проблема возникла, вместе с ней выскочил и вопрос: а у нас есть вообще кто-то, кто отвечает за организацию движения в городе? Есть. Есть такая партия... Простите, организация, которая отвечает - еще раз простите, на этот раз за тавтологию - за организацию движения в любом городе, в частности, в Москве.

    Поразительно, что о ГИБДД, и о ее роли в выталкивании пробки из московской жизни, говорят крайне мало. Ощущение, что на всех уровнях никто не хочет хотя бы подумать о том, что могут сделать "гаишники", чтобы хоть в какой-то мере решить проблемы пробок. Не когда-то в прекрасном "беспробочном" будущем могут решить, а вот именно сейчас.

    Привожу пример. На Новом Арбате в сторону центра практически всегда пробки. И не потому, что там прям так много-много машин. А потому, что у ресторана "Прага" есть поворот направо, и часть автомашин едет в сторону набережной. Этот поворот должен осуществляться с правой полосы, на которой всегда припаркованы авто. Машины поворачивают и со второй полосы, и даже с третьей. Вот вам и пробка. Я никогда не видел там инспектора, который бы регулировал движение, хотя езжу тут каждый день.

    Если пробка возникает на любой улице дорогой моей столицы, светофор становится бессмыслен, поскольку образуется затор и каждый водитель едет, ориентируясь не на сигнал светофора, а на свои возможности: увидит дырочку между машинами, и - туда. Тут бы нужен регулировщик, но его нет.

    Надо заметить, что, когда едет какой-нибудь большой начальник, инспектора тут же ловко регулируют любое движение, легко и непринужденно разбираются с любой пробкой. Значит, в принципе умеют это делать!

    "Гаишников" принято ругать, и мы знаем: есть за что. Но я далек от такой огульной критики, потому что много раз встречал на дорогах приличных и интеллигентных людей. Просто, мне кажется, инспектора до сих пор относятся к "столпотворению машин" как к стихийному бедствию, которое надо просто переждать, все равно рассосется. Странная возникает ситуация: большие начальники теоретически борются с пробками, а те, кто может с ними бороться на практике, этого не делают.

    Собянин предложил создать штат парковочной полиции и увеличить парк эвакуаторов. Другими словами: с теми, кто неправильно паркует машины, будут бороться не рублем, а страхом. Правильно ли это? В большинстве европейских стран специально обученные люди занимаются тем, что кладут под "дворники" лобового стекла неверно припаркованной машины квитанции с такими штрафами, что ты тысячу раз подумаешь, прежде чем оставлять своего "коня", где не положено. Причем нередко с каждым новым штрафом сумма его увеличивается - происходит борьба с теми, кто злостно не хочет парковаться так, как надо.

    Мне мой друг рассказывал, как в одном американском городе он подъехал к торговому центру - рядом с которым парковка запрещена. Его жена должна была забежать в центр буквально на минуту, и он решил ее дождаться. Тут же подошел полицейский. Хитрый русский человек открыл капот машины, честно делая вид, что там что-то сломалось. Через мгновение появился эвакуатор - пришлось сделать вид, что мотор быстро починился, и ретироваться.

    Что происходит около любого торгового центра? Машины стоят в два, а то и в три ряда. Внутри в каждом торговом центре есть парковка, но за нее ведь надо платить...

    "Атриум" на Курской... Рядом с ним всегда куча машин - вот тебе и пробка на Кольце. "Европейский" на Киевской - в три, а то и в четыре ряда стоят машины...

    Почему-то инспектора не замечают этого вовсе. Как будто так и надо. Много раз видел у торговых центров инспекторов ГИБДД, но никогда не видел, чтобы они разгоняли "трехрядную" парковку.

    Сегодня вообще найдешь редкую улицу, где машины не были бы припаркованы в два, а иногда и в три ряда. А уж ситуации, когда водитель едет себе, едет, и вдруг - раз! - включает "аварийку" и начинает, например, писать эсэмэску, - просто норма нашей водительской жизни. Инспектора этого не видят.

    Не хватает парковок? Вопроса нет: не хватает. Но часто толпы машин собираются, как животные на водопой, и в тех местах, где парковки есть.

    Те, кто отвечает за организацию движения, должны бороться с водителями, которые сознательно организуют пробки. Так нет же! Просто не замечают!

    Не хотят или не умеют? Умеют, да еще как! Если необходимо освободить какую-нибудь центральную улицу для неких высоких целей, это делается практически мгновенно. Значит, умение и силы есть. Получается, нет желания?

    Тут ведь такая незамысловатая история: для того чтобы решить любую проблему - надо ее решать. И в глобальном, так сказать, плане. Но ведь и практически тоже!

    Я абсолютно убежден: если бы те, кто должен организовывать движение в Москве, это делали - мы, водители, это тут же заметили бы. Сказанное, ни в коей мере не отменяет тех предложений, с которыми выступают высокие начальники, но это то, что можно начать делать буквально сегодня. Было бы желание.

    Когда говорят, что у нас, мол, неумелые гаишники, которые только и умеют, что брать взятки - я в это не верю. Они все умеют, что должны уметь. Но складывается ощущение, что вывод о том, что пробки - не стихийное бедствие, а проблема, которую можно решать, до них почему-то доходит в последнюю очередь.

    Вот я и кричу об этом. Вдруг докричусь?

    Поделиться