Новости

18.11.2010 00:30
Рубрика: Власть

Днем с огнем

В субботу вступают в силу новые Правила дорожного движения

С 20 ноября вступает в силу новая редакция Правил дорожного движения. В них многое изменилось, поэтому водителям придется ездить с еще большей осторожностью.

Напомним основные изменения.

1 В правилах появилось несколько новых понятий. Например, "дневные ходовые огни". Эта новинка устанавливается на новых европейских автомобилях. Заводишь машину - и включаются дневные ходовые огни. Обычно это светодиоды большой яркости, обрамляющие или подчеркивающие фару. Если у нас требовалось ездить по загородным дорогам с включенным ближним светом, то теперь в правила добавилось исключение: "или с включенными дневными ходовыми огнями". Машинам с этой цветомузыкой не требуется зажигать ближний свет. Кстати, в новой редакции правил ближний свет или эти огни должны быть включены не только за городом, но и в городе. То есть везде и всегда.

2 Появилось понятие "препятствие". До сих пор оно встречалось, но нигде не объяснялось, что это такое. А это, оказывается, неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Однако в правилах оговаривается, что не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями правил. Например автобус, выгружающий пассажиров, - не препятствие. Поэтому если вы его объедете через сплошную - лишитесь прав. Зато если вы через двойную сплошную объедете с левой стороны сломавшийся автомобиль, - вам будет грозить только штраф от 1000 до 1500 рублей (ст. 12.15 ч. 3 КоАП). Впрочем, у судей на это свой взгляд, который вряд ли понравится водителям.

3 Изменилось понятие "Обгон". Теперь этим словом называется опережение попутного транспортного средства с выездом на встречную полосу. Все остальное - просто опережение. Поэтому если в зоне действия знака "обгон запрещен" вы опередите другую машину, не выезжая при этом на встречку - вы не нарушите правил.

4 Еще одно новшество: исключение из знака "обгон запрещен". Теперь в зоне его действия можно обгонять тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и мотоциклы без коляски. Однако это новшество очень коварное. Ведь тихоходным транспортным средством считается не то, которое медленно едет, а то, чья конструктивная скорость не превышает 30 км/час. Оно должно быть обозначено соответствующим знаком - оранжевый треугольник с обрезанными углами. Если такого знака на тракторе нет, то это не тихоходное транспортное средство. И даже если он ползет со скоростью 10 км/час, - обгонять его под знаком нельзя. Помимо этого в правилах нет исключений для сплошной линии разметки. Поэтому там, где в зоне действия знака "обгон запрещен", нанесена осевая, нельзя обгонять ни гужевые повозки, ни мотоциклы, ни тихоходы. Иначе вас могут лишить прав (ст. 12.15. ч. 4 КоАП).

5 Еще одна неожиданность: теперь если вместе со знаком "круговое движение" установлен знак "уступи дорогу" или "стоп", то те, кто едет по кругу, пользуются преимуществом. Во всех остальных случаях требуется руководствоваться правилом "помеха справа". Казалось бы, в чем отличие от ныне действующих правил? Однако они есть. Например, если раньше перед кругом ставился знак "уступи дорогу", он сопровождался знаком, где и у кого главная дорога. Теперь все по-другому: если перед круговым движением стоит знак "уступи дорогу", значит, все, кто едет по кругу, имеют преимущество. Причем по всему кругу. Выехавшему на перекресток уже не надо следить за теми знаками. Однако именно тут и возникает аварийная ситуация. Буквально на днях проезжал один перекресток с круговым движением. Знаки "уступи дорогу" перед выездом на круг стояли. Однако на меня очень криво смотрели, когда я пропускал движущихся по кругу. Они сами старались уступить мне дорогу. С другой стороны, уже знающие рвались вперед. С третьей стороны, выехав на круг, мне пришлось резко тормозить, потому что с примыкающей улицы на круг вылетал еще один автомобилист, который не обратил внимания на знак. Сколько народу побьется на таких перекрестках, пока все привыкнут? Только в Москве 36 кругов. А сколько их по стране? А сколько водителей, следящих за изменением правил?

Совет

С 21 ноября на дорогах начнется жизнь по новым правилам. При этом одна часть водителей знает об этом, вторая первый раз о них слышит, третья - вообще с купленными правами. Поэтому "РГ" рекомендует всем водителям внимательно ознакомиться с нововведениями.

Стоп задний ход?

21 ноября вступают в силу поправки и в 12-ю - водительскую статью Кодекса об административных правонарушениях.

Одна из главных новаций обновленного КоАП - это то, что разделили между собой нарушения: поворот налево и разворот, и движение по встречной полосе. Теперь за то, что человек повернул через сплошную или развернулся через нее, его уже не лишить прав. Под такие маневры теперь предусмотрена отдельная статья 12.16 часть 2. За подобное нарушение она карает штрафом от 1000 до 1500 рублей. Под нее попадают и такие нарушения, как поворот налево, не из своего ряда, если знаками, указывающими движение по полосам, или разметкой это запрещено.

Выросли штрафные санкции и за правый поворот, совершенный не по правилам. Теперь за это придется платить 300 рублей. Но речь идет о тех случаях, когда поворот совершен в нарушение требований знаков или разметки.

Зато резко возросла ответственность за движение по трамвайным путям встречного направления. Теперь это нарушение подпадает под часть 4 статьи 12.15 КоАП. То есть лишение прав на 4-6 месяцев. До сих пор это каралось штрафом в 1000-1500 рублей.

Еще одно новшество обновленного КоАП - ответственность за движение по односторонней дороге во встречном направлении. Теперь ее прописали в отдельной новелле. А именно в части 3 статьи 12.16 КоАП. Ответственность практически осталась та же. Введено небольшое послабление в виде самого высокого административного штрафа - 5000 рублей.

Примечательно, что данный пункт прописан так, что даже у самих гаишников вызывает споры: "движение в противоположном направлении...". То есть любое движение? То есть движение задним ходом тоже? Мнения разделились. Одни утверждают, что за движение задним ходом по улице с односторонним движением наказывать не стоит. Это все-таки маневр, и в правилах условия запрещения этого маневра четко оговорены. С другой стороны, движение задним ходом под "кирпич" - тоже движение. С третьей стороны, возможно, в данном случае должна применяться норма, наказывающая за нарушение требований знака. Таким образом, наказание за движение задним ходом по улице с односторонним движением может варьироваться от полной пощады, или штрафа 300 рублей, до лишения прав на 4-6 месяцев. В Верховном суде пока не стали комментировать эту ситуацию и предложили дождаться судебной практики.

Как вы себя чувствуете на дорогах?

Ксения Туркова, радиоведущая, продюсер:

- Любой выезд на дорогу в России - это риск. На "встречку" вдруг может выскочить "мигалка", за рулем соседней машины окажется пьяный, инспектор истолкует спорную ситуацию как нужно ему... С этим чувством абсолютной незащищенности трудно мириться.

Вячеслав Рогов, руководитель Центра восточных боевых искусств "Дамо":

- Мое поведение на дороге от нововведений не изменится: я по-прежнему буду бдителен, буду отслеживать особо нервных и уступать им дорогу. Не спровоцировали бы только новые правила еще бОльшие заторы и аварии!

Ольга Иванова, вице-президент клуба "Леди за рулем", Ростов-на-Дону:

- Есть анекдот: "Пап, а если водка подорожает, ты будешь меньше пить? - Нет, сынок, ты меньше будешь есть". Старые правила придумывали компетентные люди, и они не работают не потому, что плохие - просто их не выполняют.

Алексей Лысенков, телеведущий:

- Пробки меня просто одолели! А по поводу новых правил - я не нарушитель и встречи с ГИБДД для меня редкость. Но то, что их вводят, это правильно. Хочется уже поездить, как по Европе - вот почему я и за то, чтобы повысить штрафы.

Татьяна Полякова, писатель:

- Мои чувства зависят от настроения водителя, чаще всего это мой муж. И если он говорит, что с дорогой все нормально, я ему верю, если ему дискомфортно, то и мне тоже. Когда на трассе нас пропустят или дальний свет переключат на ближний - на сердце сразу тепло, "подрежут" - становится просто жаль этих людей.

Марина Клименко, психолог, водительский стаж 3 месяца:

- Я категорически против новых поправок. Вот увидите, охотники с полосатыми палочками будут теперь сидеть за каждым кустом.

Александр Фабрициус, чемпион России по автогонкам, Омск:

- То, что ужесточение наказания идет на пользу - это факт. Омские водители с той же "двойной-сплошной" уже обращаются куда деликатней, для многих штраф в 1000-5000 рублей - это много. Я предложил бы еще пересмотреть свои правила страховщикам. Из-за пустяковой царапины водители часами ждут инспектора, чтобы оформить документы, отсюда нервозность и - следующие ДТП.

Ирек Зарипов, чемпион Паралимпийских игр, водительский стаж шесть лет:

- Мы начинаем выполнять закон только когда нас наказывают рублем. Приучать к культуре вождения необходимо со школы или хотя бы во время обучения на курсах. Если просто соблюдать ПДД, то не будет нужды и менять их.

Сергей Штельмах, начальник Управления ГИБДД по Новосибирской области :

- Как показывает жизнь, демократия на дороге не работает. Но только ужесточением наказаний проблему не решить, и государство не должно экономить на создании условий для безаварийной езды.

Вячеслав Мясников, профессиональный водитель:

- Нас все ужимают, ездить уже невозможно. Я бы кое-какие уже существующие правила отменил.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке