Сергей Собянин потребовал строить по 15 километров линий подземки в год

Если бы метростроение и дальше шло в столице такими же темпами, как идет сейчас, то в будущем году москвичи получили бы 3,5 километра новых линий, еще через год - 4 километра, а в 2013 году - нуль. На продолжение стройки, оказывается, просто больше нет готовой проектной документации. Мэр Москвы Сергей Собянин узнал об этом и многих других интересных деталях, касающихся самого популярного транспорта в столице, спустившись в котлован станции "Новокосино", строящейся на границе столицы с подмосковным Реутовым.

Подготовительные работы на этом участке начались еще в 2009 году. Но потом в столичном бюджете не оказалось денег, и стройку остановили. Между тем без подземки жителям этого замкадья просто беда: вслед за сооружением жилого района Новокосино продолжает расстраиваться и Кожухово. Рядом, по соседству, такими же семнадцатиэтажками разросся и город Реутов. Мест приложения труда здесь, на востоке столицы, не густо. Поэтому по утрам и москвичи, и жители Подмосковья вместе штурмуют автобусы и по 45 минут пилят по шоссе до станции метро "Новогиреево". Именно туда в сентябре этого года и направился проходческий щит, когда стройку возобновили, чтобы соединить с подземкой окраинные районы.

За прошедшие два месяца немецкий щит "Людмила" прошел 400 метров. Сергей Собянин повторил его путь в вагонетке, в которой перемещаются по тоннелю метростроители и, вернувшись, устроил допрос с пристрастием начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева на тему: можно ли пустить долгожданную станцию побыстрее.

- Мы планировали участок Новогиреево-Новокосино построить за 36 месяцев, но благодаря применению современных технологий сократим срок до 26 месяцев. В третьем квартале 2012 года станция "Новокосино" примет первых пассажиров, - рассказал глава подземки. Но похвалы в ответ не услышал:

- Сроки строительства должны быть еще меньше, не больше 24 месяцев, - заявил мэр. - Нормативы, говорите, не позволяют? Надо пересмотреть нормативы. Купите самые современные комбайны и обеспечьте другую скорость проходки. Она у них сейчас вдвое выше, чем у предыдущего поколения.

И вообще, по мнению Сергея Собянина, темпы метростроения в столице, задыхающейся от пробок, должны быть иными. "Чтобы ускорить их, переходите на строительство станций по типовым проектам, - потребовал он. - Причем, серийное, а не так, сегодня заложили одну станцию, ленточку разрезали и лишь потом занялись следующей. Переосмысливайте технологии! На сколько, например, километров новых линий сейчас готово проектной документации?

Выяснилось, всего на трехкилометровый кусочек светло-зеленой ветки Марьино-Зябликово, да еще примерно такой же сиреневой линии Выхино-Жулебино. Другого задела у проектировщиков больше нет.

- Значит, в 2013 году будет пущено нуль километров? - Но этого допустить нельзя! - заявил мэр. - Хотя бы через год вы сможете выйти по документации на 15 километров?

- Мы выйдем на 30 километров - в стройке, подготовительных работах, - заверил Гаев.

- Жителей не интересуют подземные ковыряния и заделы, - отрубил мэр.

Проектирование оказалось не случайно самым узким местом в столичном метростроении. Ведя бесконечный диалог, за чей счет в Москве должно строиться метро - за счет самого города или на средства федерального центра, новых проектов власти просто не заказывали.

- Разговоры о развитии метро до сих пор всегда были чисто декларативными, - прямо сказал корреспонденту "РГ" главный архитектор института "Мосметропроект" Николай Шумаков. - Еще Ельцин в бытность свою первым секретарем Московского горкома КПСС обещал начать строить по 30, 40 километров в год. Реально же больше трех-четырех километров не строилось никогда. Оживление в последние годы тоже было лишь видимостью.С начала 2000-х Москва просто реанимировала и достраивала замороженные станции в лихие девяностые.

Подтвердил и Дмитрий Гаев: "Да, единственный наш рекорд за все время - прокладка 16,5 километра за два с половиной года. Когда в 2006 году мы пришли в Строгино".

- Значит, 15 километров в год и сейчас цифра нереальная? - допытываюсь у Николая Шумакова. Нет. Он так не считает: "Жаль, конечно, что за эти годы мы растеряли свои 16 филиалов института, которые были расположены по всей стране. Как известно, проектирование должно идти опережающим путем. Значит, чтобы вводить по 15 километров в год, за будущий год нужно спроектировать 30... Будет заказ города - выполним. Привлечем коллег из Харькова, Ташкента, которые, как и мы, в последние годы занимаются чем угодно, но только не метро..."

Тему денег на метро Собянин не обсуждает, как будто они у него уже в кармане. Но шиковать явно не расположен:

- Убедительно прошу вас пересмотреть цены, - обратился он к Гаеву напоследок. - Мы переходим к типовому строительству и проектированию. Значит, и цены должны быть другие, меньше как минимум процентов на 20. Не сможете? Найдем других проектантов, других заказчиков, других строителей.