Новости

23.11.2010 00:45
Рубрика: Экономика

Собянин спустился в метро

Мэр Москвы потребовал строить по 15 километров линий подземки в год

Если бы метростроение и дальше шло в столице такими же темпами, как идет сейчас, то в будущем году москвичи получили бы 3,5 километра новых линий, еще через год - 4 километра, а в 2013 году - нуль. На продолжение стройки, оказывается, просто больше нет готовой проектной документации. Мэр Москвы Сергей Собянин узнал об этом и многих других интересных деталях, касающихся самого популярного транспорта в столице, спустившись в котлован станции "Новокосино", строящейся на границе столицы с подмосковным Реутовым.

Подготовительные работы на этом участке начались еще в 2009 году. Но потом в столичном бюджете не оказалось денег, и стройку остановили. Между тем без подземки жителям этого замкадья просто беда: вслед за сооружением жилого района Новокосино продолжает расстраиваться и Кожухово. Рядом, по соседству, такими же семнадцатиэтажками разросся и город Реутов. Мест приложения труда здесь, на востоке столицы, не густо. Поэтому по утрам и москвичи, и жители Подмосковья вместе штурмуют автобусы и по 45 минут пилят по шоссе до станции метро "Новогиреево". Именно туда в сентябре этого года и направился проходческий щит, когда стройку возобновили, чтобы соединить с подземкой окраинные районы.

За прошедшие два месяца немецкий щит "Людмила" прошел 400 метров. Сергей Собянин повторил его путь в вагонетке, в которой перемещаются по тоннелю метростроители и, вернувшись, устроил допрос с пристрастием начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева на тему: можно ли пустить долгожданную станцию побыстрее.

- Мы планировали участок Новогиреево-Новокосино построить за 36 месяцев, но благодаря применению современных технологий сократим срок до 26 месяцев. В третьем квартале 2012 года станция "Новокосино" примет первых пассажиров, - рассказал глава подземки. Но похвалы в ответ не услышал:

- Сроки строительства должны быть еще меньше, не больше 24 месяцев, - заявил мэр. - Нормативы, говорите, не позволяют? Надо пересмотреть нормативы. Купите самые современные комбайны и обеспечьте другую скорость проходки. Она у них сейчас вдвое выше, чем у предыдущего поколения.

И вообще, по мнению Сергея Собянина, темпы метростроения в столице, задыхающейся от пробок, должны быть иными. "Чтобы ускорить их, переходите на строительство станций по типовым проектам, - потребовал он. - Причем, серийное, а не так, сегодня заложили одну станцию, ленточку разрезали и лишь потом занялись следующей. Переосмысливайте технологии! На сколько, например, километров новых линий сейчас готово проектной документации?

Выяснилось, всего на трехкилометровый кусочек светло-зеленой ветки Марьино-Зябликово, да еще примерно такой же сиреневой линии Выхино-Жулебино. Другого задела у проектировщиков больше нет.

- Значит, в 2013 году будет пущено нуль километров? - Но этого допустить нельзя! - заявил мэр. - Хотя бы через год вы сможете выйти по документации на 15 километров?

- Мы выйдем на 30 километров - в стройке, подготовительных работах, - заверил Гаев.

- Жителей не интересуют подземные ковыряния и заделы, - отрубил мэр.

Проектирование оказалось не случайно самым узким местом в столичном метростроении. Ведя бесконечный диалог, за чей счет в Москве должно строиться метро - за счет самого города или на средства федерального центра, новых проектов власти просто не заказывали.

- Разговоры о развитии метро до сих пор всегда были чисто декларативными, - прямо сказал корреспонденту "РГ" главный архитектор института "Мосметропроект" Николай Шумаков. - Еще Ельцин в бытность свою первым секретарем Московского горкома КПСС обещал начать строить по 30, 40 километров в год. Реально же больше трех-четырех километров не строилось никогда. Оживление в последние годы тоже было лишь видимостью.С начала 2000-х Москва просто реанимировала и достраивала замороженные станции в лихие девяностые.

Подтвердил и Дмитрий Гаев: "Да, единственный наш рекорд за все время - прокладка 16,5 километра за два с половиной года. Когда в 2006 году мы пришли в Строгино".

- Значит, 15 километров в год и сейчас цифра нереальная? - допытываюсь у Николая Шумакова. Нет. Он так не считает: "Жаль, конечно, что за эти годы мы растеряли свои 16 филиалов института, которые были расположены по всей стране. Как известно, проектирование должно идти опережающим путем. Значит, чтобы вводить по 15 километров в год, за будущий год нужно спроектировать 30... Будет заказ города - выполним. Привлечем коллег из Харькова, Ташкента, которые, как и мы, в последние годы занимаются чем угодно, но только не метро..."

Тему денег на метро Собянин не обсуждает, как будто они у него уже в кармане. Но шиковать явно не расположен:

- Убедительно прошу вас пересмотреть цены, - обратился он к Гаеву напоследок. - Мы переходим к типовому строительству и проектированию. Значит, и цены должны быть другие, меньше как минимум процентов на 20. Не сможете? Найдем других проектантов, других заказчиков, других строителей.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Столица Москва Мэр Москвы Компании Транспорт Московский метрополитен ЦФО Москва РГ-Фото