Почти за 40 миллионов рублей государство обязано, согласно решению суда, выкупить дом площадью 320 квадратных метров у жителя города Клинцы Брянской области, который якобы решил покинуть радиационные места.
Эта цена дома чернобыльской зоны взбудоражила даже тех чиновников, которые до сих пор делали вид, что все в их воеводстве отлично. Хотя уже несколько лет из казны воровали, мягче не скажешь, миллиарды рублей.
Дело в том, что порядок, прописанный в законодательстве о компенсациях за утраченное жилье в радиационной зоне, позволяет проживающему там человеку отказаться от дома или квартиры и выехать в другое место. А государство обязано купить у него недвижимость. За 24 года после Чернобыля от радиации, казалось бы, сбежали все, кто в том нуждался, а следовательно, выплаты из федерального бюджета должны стать совсем крохотными. Но на днях начальник Брянского управления Федерального казначейства Ольга Астахова сообщила совсем невообразимое: "В 2008 году сумма компенсаций за утраченное жилье выросла в 2,2 раза к предыдущему году и составила 843 миллиона рублей. В 2009 году - 1,877 миллиарда, а за 10 месяцев нынешнего года - уже 2,887 миллиарда". Причем количество обращений граждан увеличилось почти в два раза и превысило 2500.
Рост выплат можно в какой-то степени объяснить причиной удорожания жилья. Однако тут выясняется, жилье дорожает с космической скоростью. Если в начале этого года средние выплаты за одно сдаваемое помещение не превышали одного миллиона рублей, то сейчас - достигают трех миллионов. Если квадратный метр жилья в центре Брянска стоит 30 тысяч рублей, то в Клинцах и Новозыбкове - от 50 до 110 тысяч. И выплаты за одно строение уже достигают от 5,5 до 39 миллионов рублей. Например, дом площадью 163 метра в Новозыбкове оценен в 9,6 миллиона, за дом площадью 270 метров в Клинцах государство обязано выплатить почти 27 миллионов рублей.
Апофеозом этого воровства из федерального бюджета стал счет в 40 миллионов рублей за двухэтажный особняк в Клинцах. Случаи умопомрачительных выплат решили обсудить на коллегии федеральных органов исполнительной власти, куда прибыл помощник полпреда президента в ЦФО Вячеслав Хижняков.
Начальник Брянского управления Федерального казначейства Ольга Астахова сообщила, что выплата 40 миллионов рублей приостановлена. Однако имя счастливца, который, судя по всему, их все же получит, почему-то боялись назвать. Свет пролила депутат областной Думы Людмила Комогорцева:
- Законодательство о выплате компенсаций за утраченное в радиационной зоне жилье появилось полтора десятка лет назад, - констатировала она, - а вот коррупционный механизм запущен был три года назад, когда чернобыльский комитет областной администрации перевели в Клинцы. Руководство комитета вверили человеку, которого и близко нельзя было подпускать к выплатам. Это он потребовал за свой дом 40 миллионов рублей. И этот человек... господин Бондаренко...
Чернобыльский комитет, которым руководил Александр Бондаренко, решено разогнать. Николай Сафронов, начальник чернобыльского отдела департамента по строительству администрации Брянской области, рассказывает, что для обмана государства запустили сомнительные сделки купли-продажи, фиктивные выезды из зоны, косметический ремонт жилья, который выставляли за новое строительство, а также быстрое возведение из дешевых материалов огромных домов. Поставил такую хоромину - и преспокойно продал его государству за ту сумму, которую укажет оценщик, находящийся "в доле".
По словам Комогорцевой, был случай, когда особняк продали государству несколько раз. Проходимцы уговаривают деревенских бабушек сдать дом за хорошие деньги, причем после сделки за свое посредничество они получают втрое больше. В зоне появились бандитского вида строители, которые мгновенно ставят жилые коробки и тут же их вручают казне. Дошло до того, сообщил прокурор области Николай Журков, что начали возводить картонные строения и выдавать их за полноценные дома. "Потемкинские деревни" отдыхают.
Казалось бы, на их пути должен встать брянский филиал Роснедвижимости. Но он, по словам начальника чернобыльского отдела департамента по строительству администрации Брянской области Николая Сафронова, регистрировал на удивление быстро. Второй барьер - областная комиссия, которая должна утверждать выплаты. Но и ее научились обходить: сейчас больше 80 процентов дел решается в судах. За сентябрь и октябрь граждане подали 728 заявлений на получение компенсаций, и более 70 процентов из них содержат завышенные суммы.
За три года выросла мощная коррупционная гидра. Продавец недвижимости имеет гарантированного покупателя в лице государства, он даже не платит налогов. Местные органы власти тоже заинтересованы в сделках, так как им недвижимость и отходит.
Губернатор Николай Денин разводит руками: "Да, выстроена коррупционная система, но мы стали заложниками федерального законодательства. Я бы запретил выплачивать за квадратный метр жилья больше его средней стоимости в Брянской области. Но житель чернобыльской зоны идет в суд, выигрывает, и уже меня пристав грозит привлечь к ответственности. И прокуратура скажет, что я нарушил закон".
Правда, прокурор Николай Журков видит изъян как раз в бездействии областной администрации.
- Вот вопиющий случай всучить государству дом за 40 миллионов. Представитель администрации был на суде. Почему же кассационную жалобу не писали? Ведь все закрутились после того, как у меня с губернатором состоялся телефонный разговор. И "поломали" это решение в областном суде. Так что сегодняшнее законодательство не мешает противостоять мошенникам в судах.
Мошеннические сделки дискредитируют государственные чернобыльские программы. Вячеслав Хижняков, заявил, что полпред президента РФ в Центральном федеральном округе направит председателю правительства обращение с просьбой изменить несовершенные нормативные акты, которые позволили разгуляться мошенникам.