"Пора определиться с первоочередными планами переустройства воздушных линий электропередачи в кабели и строительстве на их месте дорог", - заявил вчера на оперативном совещании мэр Москвы Сергей Собянин.

Он привел следующие цифры. Только ЛЭП мощностью 110 киловольт занимают в столице 660 километров, еще 200 километров - 220 киловольт, 40 километров - мощностью по 500 киловольт. Итого 900 километров. Учитывая, что у каждой линии электропередачи имеется еще и охранная территория, в которой запрещено капитальное строительство, размером в среднем по 50 метров и с той, и с другой стороны, они отнимают у города громадную территорию. По оценке экспертов, 8 процентов общей площади города. Неудивительно, что в Москве всегда находилось немало желающих самовольно воспользоваться этими землями и построить что-нибудь приносящее прибыль. Другие же площадки со временем просто превратились в свалки. Исключением стал лишь парк 800-летия Москвы, который был обустроен как раз под ЛЭП.

То, что и дальше нельзя так распоряжаться столь значительными территориями, столичные власти поняли давно. Еще в 2008 году в городе начал разрабатываться проект реконструкции ЛЭП под новые эстакады. Тогда же, в 2008 году, одна немецкая фирма сделала москвичам необычное предложение: не убирать ЛЭП с поверхности земли, как прежде планировали это делать в российской столице, а начать прокладывать дороги поверх них. Пространство же под ЛЭП использовать под прокладку коммуникаций, строительство социальных объектов и паркингов. Правда, и этот проект так тогда и остался лишь проектом.

"А воз и ныне там", - вынужден был констатировать вчера Сергей Собянин. Он считает, что мириться и дальше с чисто теоретическим подходом к проблеме нельзя, так как это громадный ресурс для города. "Я предлагаю взять за основу и определить концепцию строительства дорог в зонах ЛЭП с выходом на Четвертое транспортное кольцо и Московскую область, чтобы снять нагрузку на трафик с существующих магистралей Москвы и Подмосковья", - сказал он на совещании. Работу мэр предложил начать с инвентаризации территорий, занятых ЛЭП: "Я понимаю, что там за последнее время понастроили бог знает что. Поэтому надо посмотреть, что там происходит, и выработать план по расчистке территории". Параллельно, считает мэр, нужно определить первоочередные планы по перекладке воздушных линий в кабели и строительству на высвободившейся территории новых дорог. Эту работу, по словам мэра, столица планирует вести вместе с минэнерго, сетевыми региональными компаниями и Московской областью, которая не меньше Москвы заинтересована в снижении нагрузки на свои магистрали. В частности, на встрече с Сергеем Собяниным губернатор Московской области Борис Громов высказал готовность использовать освобождающиеся земли и со стороны области именно под дороги, а не под строительство новых жилых микрорайонов и торговых центров.

Первоочередными проектами, по мнению архитекторов, может стать строительство дублера Варшавского шоссе из Московской области через МКАД до Четвертого транспортного кольца, а также новые дороги вдоль МКАД - на востоке в районе развязки Вешняки - Люберцы, а на юге - в районе Бесединской развязки с выходом на Каширское шоссе.

Буквально в течение недели мэр потребовал от архитекторов представить график проектирования первоочередных участков. "Я почему так спешу, - пояснил он на совещании, - сейчас верстается бюджет города на 2011 год. Нам нужно определить объемы финансирования этих работ, решить, кто будет соинвестором, а также определить государственного заказчика".

Сергей Собянин дает себе отчет в том, что перекладка ЛЭП из воздушных линий в подземные кабели - работа не из дешевых. "И все-таки она намного дешевле и проще, чем идти по жилым районам", - заявил мэр.