13.12.2010 00:35
Поделиться

Какие меры предпринимаются в разных странах для обеспечения безопасности дорожного движения

Пожалуй, лучшее, что есть в Британии, - это ее автомобильные дороги. Отлично ухоженные, размеченные с чисто английской предусмотрительностью и основательностью - так, чтобы и полному идиоту было понятно, куда ехать, - здешние дороги оставляют водителю больше шансов, чем где-либо в мире добраться до цели назначения живым и невредимым.

Британия и в самом деле имеет одни из самых низких в мире показателей смертности на дорогах - 5,4 погибших на 100 тысяч населения. Начиная с 70-х годов прошлого столетия смертность на автострадах Соединенного Королевства неуклонно снижается. Число жертв среди пешеходов сократилось на Альбионе за последние 40 лет на впечатляющие 78 процентов. Общее число смертей в ДТП снизилось только за несколько последних лет на 7 процентов. Однако если пересчитать число фатальных аварий на здешних дорогах на количество движущихся сегодня по этим дорогам машин, то налицо все доказательства резко возросшей безопасности британских автострад: 199 погибших приходилось на каждые 100 млн автомобильного километража в 1967 году и 48 погибших - в 2007-м. Лишь за период с июня 2009 года по июнь нынешнего года, согласно данным Бюро национальной статистики, число смертей на британских дорогах снизилось на 19 процентов по сравнению с предыдущим аналогичным периодом.

За счет чего же достигнуты столь впечатляюще победные показатели? За счет неустанно совершенствующейся стратегии и тактики дорожного движения. Сотни исследований проводятся ежегодно в стране на предмет безопасности дорог. Так, к примеру, недавно было установлено, что лишь 5 процентов попавших в аварию водителей ехали с превышением скорости. Отдельные аналитики поспешили в связи с этим заявить, что "доводы в пользу радаров разбиты вдребезги". Зато выяснилось, что свыше 30 процентов аварий вызваны невнимательностью водителей и отсутствием привычки тщательно следить за дорожной ситуацией. 16 процентов аварий провоцируется неосторожным или рискованным управлением.

В связи с последним были приняты надлежащие меры: запрет на разговоры за рулем по мобильному телефону и курение. Согласно новым правилам дорожного кодекса, отягчающим обстоятельством для попавшего в ДТП водителя станет то, что он курил или закуривал в момент аварии. Курить, управляя общественным транспортом и служебной машиной, также нельзя. Нельзя и лакомиться за рулем. Так, горемычный голландский водитель, которому "посчастливилось" вести фуру с куриными окорочками по дорогам Северного Уэльса, был приговорен к восьми неделям тюрьмы за то, что ел, крутя баранку, макароны. Отследил проголодавшегося голландца круживший над ним полицейский вертолет.

Вообще на дорогах Британии у заехавшего из иных стран визитера может сложиться ошибочное впечатление, что за ним нет ровным счетом никакого надзора.

И в самом деле, встретить дорожную полицию на здешних трассах - дело большой удачи. Но следит за водителем иное око - круглый глаз желтой квадратной головы дорожной скоростной камеры.

Правда, следит честно, а не подглядывает исподтишка: о том, что впереди на трассе установлена камера, специальный знак на дороге предупредит водителя задолго, с тем чтобы он успел сбавить скорость. Цель такой честной игры - не ловить нарушителя и не взимать побольше штрафов, а в самом деле заставить его притормозить на опасных участках.

Между тем именно мастерство водителя является принципиальным в британской концепции безопасности движения. Неудивительно поэтому, что мало кто из британцев получает водительские права с первого раза. Большой удачей будет и получение оных с третьей-четвертой попытки. Сын моих знакомых сдавал водительский тест 15 раз на протяжении двух с половиной лет, потратив на оплату тестов около тысячи фунтов стерлингов (порядка 50 тысяч рублей).