Знаменитый маэстро Юрий Темирканов вернулся из Лондона в Петербург, чтобы вместе с симфоническим филармоническим оркестром открыть ХI Международный фестиваль "Площадь Искусств", который когда-то он сам и придумал. Для журналистов данное событие, давно ставшее брендовым для российской Северной cтолицы, едва ли не единственная возможность пообщаться с маэстро.
Российская газета: Юрий Хатуевич, в последние годы вы бываете в Петербурге нечасто и совсем недолго. В данном случае это приезд или все-таки возвращение на берега Невы?
Юрий Темирканов: И в данном случае, и всегда - возвращение домой. Хотя я не так уж и редко бываю здесь, иначе не смог бы полноценно работать с филармоническим оркестром.
РГ: Можно узнать, что (или кто) определило программу "Площади Искусств-2010"?
Темирканов: Наш фестиваль, переступив порог десятилетия, вступает в пору своей зрелости. На небольшой территории петербургской площади Искусств удалось сфокусировать много замечательной музыки. Артисты из разных стран теперь сами стремятся попасть сюда. Такого, мне кажется, нет нигде. Да и по срокам проведения он всем удобен - десять дней во второй половине декабря. Насыщенную программу нынешнего фестиваля мы составляли с коллегами по Петербургской филармонии, а не то, чтобы я один сидел и что-то придумывал. Из того, что намечали, практически все удалось, согласие приехать получили от всех приглашенных.
РГ: Фестиваль имеет очевидный французский акцент...
Темирканов: Потому что он является заключительным аккордом Года Франции в России. Французская музыка красива. Без нее не обходится в принципе ни один эстрадный концерт, как и концерты классической музыки, если они претендуют на звание значимых. И мы бы, несомненно, исполняли ее на фестивале, даже не будь для этого официального повода. Но повод есть. При обсуждении программы, мы, конечно, не могли не учитывать тот факт, что весь год проходил у нас в стране под знаком Франции. Постарались пригласить лучших на сегодня исполнителей из этой страны. Скажем, филармонический оркестр радио Франции под управлением Мюнг-Вун Чунга. Данный коллектив заслуживает того, чтобы выступить перед российскими ценителями музыки. Или молодой ансамбль "Шоссон-трио". Он активно гастролирует по всему миру, пользуясь немалой популярностью.
РГ: Заявлена также опера Филиппа Фенелона по пьесе Антона Павловича Чехова "Вишневый сад", о которой критики отзываются откровенно негативно.
Темирканов: Да, состоится мировая премьера концертного исполнения этой оперы. Редкий случай в мировом музыкальном искусстве, когда автор пишет свое произведение на основе иноязычного текста. В этом я тоже вижу смысл, перекличку российско-французской культуры. А скандал, порожденный критикой?.. Пусть наши слушатели сами оценят это произведение.
РГ: Вы сами любите Францию?
Темирканов: Вы знаете, я больше люблю Италию. Мне она ближе, в том числе с музыкальной точки зрения. Считаю за честь там работать. Но с удовольствием гастролирую и во Франции. Наш филармонический оркестр уже много лет выступает в Париже, обычно в начале каждого нового года.
РГ: Не один год "Площадь Искусств", стартуя в конце декабря, финишировала уже в начале следующего года. Что тоже было неким символом, связующей нитью музыкальной истории. На этот раз и открытие, и закрытие фестиваля - в декабре. С чем это связано?
Темирканов: Многие артисты из зарубежных стран предпочитают проводить Рождество дома, с семьей. Так у них принято. И нам всегда было очень трудно получить их "добро" на выступление в Петербурге. Мы пошли навстречу нашим дорогим коллегам. И немножко сдвинули сроки.
РГ: Как дирижер, вы открываете фестиваль 14 декабря, исполняя с оркестром Петербургской филармонии и солисткой Элисо Вирсаладзе музыку Равеля, и закрываете его 24 декабря "русской программой" из числа любимых французами произведений Мусоргского, Лядова, Стравинского. Почему только два концерта? Российская публика так давно вас не слышала!..
Темирканов: Надо же дать выступить тем людям, которых сам пригласил!