Наступление на столичные пробки власти начнут с обновления общественного транспорта

Вчера на сайте столичного правительства появились "Основные направления плана первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем Москвы". Накануне, представляя этот документ в "РГ", заместитель мэра Москвы по транспорту и дорожному строительству Николай Лямов сообщил, что эксперты, работавшие над ним по поручению мэра Москвы Сергея Собянина, получили 15 тысяч предложений москвичей. И каждое из них было подвергнуто профессиональной экспертизе. Итак, что же в итоге получилось?

Деньги есть

Все проблемы на столичных дорогах московские власти до сих пор объясняли тем, что у города на их решение нет денег. Сергей Собянин, казалось бы, сделал невозможное: он нашел 200 миллиардов рублей! "Это втрое больше, что тратилось в Москве на транспорт и развитие дорожной сети в лучшие годы", - подчеркнул зам. мэра. И нашлись эти средства не где-нибудь, а в самом столичном бюджете, причем социальные льготы москвичей остались нетронутыми. Названная сумма, по словам Николая Лямова, - не предел, так как к этой работе готово подключиться и Подмосковье, не меньше заинтересованное в избавлении от пробок, и федеральный центр, чиновники которого ездят по тем же московским улицам, стоят в тех же заторах ( не у всех же есть "мигалки" на крыше!).

Теперь дело за тем, как распорядиться этими миллиардами. Помня об упреках, неоднократно звучавших в адрес московских строителей, что возводят они дороги слишком дорого и некачественно, власти решили, что в конкуренцию за городские заказы впервые вступят и лучшие зарубежные строительные компании.

"И все-таки смогут ли дорожники освоить такие деньги?" - поинтересовались журналисты. "Те, что останутся, перейдут на 2012-й", - пояснил зам. мэра.

Оставь авто дома

Наступление на пробки власти намерены начать с обновления и развития общественного транспорта, на что пойдет 31 процент выделенных средств. Смысл этой работы - пересадить как можно больше горожан с личных автомобилей на автобусы, троллейбусы, трамваи. Собственно, именно на них и передвигаются уже сейчас 80 процентов москвичей. Но это не мешает машинам остальных 20 процентов жителей столицы создавать те самые пресловутые московские заторы, о которых наслышаны уже во многих странах.

Уговаривать владельцев авто последовать примеру большинства, честно признал Николай Лямов, бессмысленно, так как в метро в столице - жуткая давка. Да и как ей не быть, если оно перегружено почти вдвое? Наземный же городской транспорт, как дорисовал картину новый руководитель департамента транспорта и связи Москвы Николай Годунов, к тому же находится на последнем издыхании. К концу этого года, по его словам, полностью исчерпают свой ресурс 9 процентов трамваев и автобусов, а на будущий год, если не обновлять их парк, уже 43 процента. "Старение подвижного состава идет опережающими темпами", - заключил он.

Но если общественный транспорт станет комфортным и будет ходить по расписанию, уговаривать отдать ему предпочтение никого не придется. Вот почему, отметил Николай Годунов, уже в 2011 году на его замену предусмотрено 6 миллиардов рублей или втрое больше обычного. Для того же, чтобы войти в норму, надо не меньше 15 миллиардов рублей - именно с таким предложением глава департамента и вышел к мэру.

Власти готовы поддерживать все виды общественного транспорта, которые уже имеются в Москве. "Сообщения о том, что якобы мэр собирается снять троллейбус из центра, не соответствуют действительности, - опроверг слухи Николай Лямов. - Троллейбус как был в центре, так и останется. Другое дело, каким он будет завтра". И пояснил, что это транспортное средство нового поколения, изготовленное на заводе в городе Энгельсе и в единичном экземпляре уже появившееся в столице, скорее можно назвать экобусом. У него своя газовая энергетическая установка, которая питает двигатели, и нет проводов, что улучшает его маневренность. Пообещал зам. мэра пересмотреть и систему посадки-высадки пассажиров, избавив москвичей от валидаторов.

Появится в городе и единая диспетчерская служба, работающая как на

муниципальный, так и на коммерческий наземный транспорт. И тот, и другой будут оснащены системой ГЛОНАСС. А значит, ни один водитель не сойдет с маршрута без ведома диспетчера. Реальностью станут на московских улицах и принципиально новые виды транспорта, как, например, скоростной трамвай, который для начала соединит шоссе Энтузиастов с городом Балашихой, Малое железнодорожное кольцо, протяженностью 57 километров, которое возьмет на себя перевозку 250 миллионов пассажиров в год. Вперед рванет метро - на 2011-2014 годы в мероприятиях записано ввести 53 километра новых линий! Это при том, что в последние годы вводилось в среднем лишь 2-3 километра в год.

Пути-дороги

Второй приоритет в плане Собянина, как прозвали москвичи перечень первоочередных мероприятий, отдается строительству новых магистралей. Известно, что дело это дорогостоящее. В частности, в 2011 году город собирается потратить на это 157, 6 млрд рублей выделенных средств (62 процента). "Мера это вынужденная, - пояснил зам. мэра. - Ведь если в Северной Америке транспортная инфраструктура покрывает 30-35 процентов городской территории, в Западной Европе - 20-25, то в Москве - всего 8,7 процента". Покрывать дефицит, образовавшийся за долгие годы, решено двумя путями. Сначала будут завершены уже начатые проекты: Большая Ленинградка, связка Ленинградского проспекта с Дмитровкой, транспортная развязка Вешняки - Люберцы, Краснопресненский проспект со всеми развязками, второй автомобильный выход из Куркино, а также продолжится строительство Четвертого транспортного кольца. Параллельно на всех 19 вылетных магистралях города предусмотрены 450 так называемых локальных мероприятий. Это 22 расширения проезжей части на перекрестках, 102 съезда, 191 карман и 69 внеуличных пешеходных переходов, которые должны быть доступны и инвалидам. Цель их - создать на поворотах и автобусных остановках такие условия, чтобы ничто не тормозило транспортный поток.

Всем стоять

Еще от одной головной боли - машин, стоящих прямо на проезжей части, Москва будет избавляться с помощью единого парковочного пространства. Программу с таким названием планируется реализовать в 2012-2015 годах. В нее войдут перехватываюшие парковки у конечных станций метро, железнодорожных станций, построенные по типовым проектам притротуарные и внутридворовые парковки ( по 5-6 парковочных зон в каждом округе). Сейчас идет инвентаризация мест, где их можно разместить. В частности, уже выявлены, поделился Николай Лямов, 400 объектов гражданской обороны двойного назначения, которые могут использоваться в качестве паркингов. Но из 8200 мест пока в них приспособлены под гаражи лишь 2 000 мест. Продолжится и программа "народный гараж" - в 2011 году ею предусмотрено построить 130 объектов на 49 685 мест.

Неудобств не избежать

С самого начала Николай Лямов счел нужным оговориться: "Это не план по борьбе с пробками, а лишь перечень первоочередных мероприятий". Власти дают себе отчет в том, что заторы на московских дорогах родились не в один день, и избавиться от них шапкозакидательством не удастся. "Если сегодня начать реконструкцию, скажем, шоссе Энтузиастов, и тут же взяться за Варшавку, можно получить двойной коллапс", - пояснил зам. мэра. Поэтому действовать правительство Москвы будет последовательно: что-то из намеченного за эти два ближайших года будет завершено, что-то получит развитие и в 2013-м, 2014 годах и послужит переходом сначала к среднесрочной, пятилетней программе, а затем - и к стратегическому планированию.

Вспомнил Лямов и опыт Сеула. Пробками этот город с таким 10-миллионным населением начал заниматься в 2002 году, а реальный эффект получил лишь в 2006-м. Москва рассчитывает получить отдачу от своих усилий уже к концу 2012 года. Цель звучит достаточно скромно: переломить тенденцию и не допустить дальнейшего ухудшения условий движения в городе. Но и если вспомнить, что к 3 миллионам автомобилей в Москве ежегодно добавляется еще 300 тысяч, то станет понятно, что и этого добиться будет нелегко.