Владимир Путин пообещал автопрому новые субсидии
Приехав в Нижний Новгород, Владимир Путин первым делом отправился на производство - в цеха "Группы ГАЗ". Там ему показали конвейер, а также автомобили, которые выпускаются и планируются к выпуску.
На ГАЗе живут по японским принципам, позаимствованным у "Тойоты". Называются эти принципы "Кайдзен", то есть "непрерывное улучшение". Везде на стенах развешены плакаты, призывающие "снижать себестоимость ежедневно" и "все вопросы решать на производственной площадке". Директор по производству Евгений Горынин иллюстрирует прогресс рассказом, что в 2003 году 220 человек выпускали 90 кабин за смену.
"Были ужасные показатели по качеству", - вспоминает он. Без дефектов выходили лишь три процента машин. Зато в этом году только три неисправности на 100 кабин. Работают 80 человек, собирают за смену 240 кабин - налицо рост производительности.
В присутствии премьера руководство "Группы ГАЗ" подписало соглашение с Daimler об организации сборки коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter. Инвесторы вложат 100 млн евро.
"Хорошо помню дискуссии по ГАЗу, когда на полном серьезе и очень настойчиво звучали призывы и даже требования... обанкротить предприятие, - заметил премьер на совещании по стратегии развития автопрома до 2020 года, которое он провел после посещения цехов. - И сегодняшнее состояние ГАЗа показывает, что решение о поддержке было правильным". "Отрасль действительно восстанавливается, - продолжил он. - Есть возможность от оперативного антикризисного реагирования перейти к постановке системных долгосрочных задач, прежде всего связанных с привлечением инвестиций".
Тем временем зарубежные автоконцерны все активнее осваивают российский рынок. "Их предприятия, - говорил Путин, - производят каждую вторую машину, собираемую в нашей стране". Появились автокластеры - в Тольятти, Калуге и Санкт-Петербурге. Почти каждый год открывается новый завод.
Благодаря господдержке производство автомобилей выросло вдвое - до 1,2 млн. Растут и продажи. "Но мы посчитали тем не менее необходимым подставить плечо рынку", - сообщил Путин.
И перешел от похвал к "пряникам". На стимулирование спроса будет потрачено свыше 17 млрд руб. На льготное кредитование граждан, приобретающих отечественные авто, - 2,8 млрд рублей. На дальневосточные перекрестные поставки - миллиард. И 3,5 млрд рублей - на приобретение со скидкой новых машин взамен утилизируемых.
Премьер также поручил министерствам подумать о схемах поддержки продаж грузовиков и автобусов - до первого квартала 2011 года - и затронул вопрос промсборки. Введенный пять лет назад "потолок" в 25 тысяч авто нужно поднять, убежден Путин, - "иначе локализация просто экономически нецелесообразна".
Российским автомобилестроителям правительство поможет рублем: планируется выделить 6,1 млрд для возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, полученным во время кризиса для инвестпроектов. Премьер не исключил и возможного распространения правила на предприятия, выпускающие комплектующие.
Кстати
Владимир Путин отметит Новый год в кругу семьи, рассказал журналистам пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков. Он также сообщил, что глава правительства не имеет отношения к дворцу на Черноморском побережье. Ранее об этом написали американские СМИ. Опроверг Песков и версию о появлении у Путина личного блогера, который якобы сопровождает его в поездках.