Крупных игроков интернет-рынка заинтересуют борьбой с пиратством

Ущерб правообладателей от контрафактной аудио- и видеопродукции, по данным Центра информационно-аналитических технологий, составил 4,1 млрд руб. в 2011 году. А по данным аналитиков компании NBC Universal Россия, более 22% глобального интернет-трафика связано с противоправным распространением объектов интеллектуальной собственности. В России потребители пока не привыкли покупать легальную аудио- и видеопродукцию. Около 80% россиян в возрасте до 30 лет - потенциальные приобретатели нелегального контента в Глобальной сети. Так, на московском рынке доля легальных традиционных аудио-CD, по оценкам экспертов, составляет не более 65%, тогда как дисков в формате MP-3 не более 35%. Соотношение легальной и контрафактной продукции в секторе музыкального видео также составляет 65% на 35% в пользу контрафакта.

Эксперты Центра информационно-аналитических технологий считают, что предотвратить незаконное распространение интеллектуальной собственности поможет проведение мониторинга основных профильных сайтов, запрет распространения контента в Интернете, являющегося объектом авторского права без санкции правообладателя, а также предупреждения об административной ответственности за распространение контрафакта. "Наиболее вероятный путь решения проблемы состоит в необходимости поиска компромисса между созданием условий по возможному техническому ограничению автоматизированным путем и тем, что сами держатели ресурсов будут ограничивать доступ к нелегальным материалам", - считает заместитель гендиректора Центра Андрей Жарехин.

Кроме того, на распространение пиратской продукции во многом могут повлиять крупные интернет-игроки. Так, один из крупнейших интернет-поисковиков фильтрует "пиратские" термины в автозаполнении и мгновенном поиске. Пользователи, которые ищут слова типа "Torrent", "BitTorrent" и "Rapidshare", уже заметили, что слова не дополняются и поиск происходит только после полного ввода слова. Проводя цензуру своего поиска, интернет-поисковик дает понять, что является приверженцем авторского права. Однако подобные меры все же недостаточны.

Для решения такой проблемы, по мнению экспертов, необходим комплексный подход, включающий меры по стимулированию участников интернет-рынка активно содействовать властям в борьбе с пиратством.

"По нашим данным, 75% пользователей воздерживаются от нарушений после получения первого уведомления, но при условии значимых санкций за повторные нарушения", - говорит руководитель юридического отдела компании NBC Universal Россия Дарья Беленькая.

Кроме того, необходим эффективный инструмент по обнаружению в Глобальной сети наличия нелегального контента. Для этого необходимо разработать проект по созданию системы автоматического сканирования распространения копий аудио- и видеозаписей в Интернете, возможной для использования и в других электронных сетях, работающих по открытым IP протоколам. Однако разработка данной системы невозможна без кооперации органов власти, правообладателей и магистральных провайдеров.

Еще одним фактором, тормозящим решение проблемы, является отсутствие желания у самих правообладателей бороться с пиратством. Многие правообладатели считают, что побороть нелегальное распространение фильмов в Интернете невозможно из-за кажущейся необъятности Интернета, а также из-за огромного числа нарушителей. Однако реальные меры борьбы все же существуют. В Интернете есть свои лидеры. Направленные действия именно на популярные пиратские ресурсы во многом могут поспособствовать решению проблемы.

Исследование, проведенное компанией "Веб Контроль", показало, что ежемесячно нелегальные ресурсы, содержащие пиратский видеоконтент, посещают около 16,3 млн человек. А более 90% посещений приходятся на первую сотню сайтов-лидеров, таких как отечественные социальные сети, видеохостинги, популярные файлообменники и торренты.

"Существуют доступные технологии, которые позволяют фильтровать контент, защищенный авторским правом, - говорит гендиректор компании "Веб Контроль" Ольга Валигурская. - Такие технологии используют зарубежные социальные сети и порталы. А российские компании заявляют, что у них нет возможностей и средств использовать подобные технологии для своих ресурсов, но просто у них нет желания этим заниматься".