Концерн ПВО "Алмаз-Антей" успешно завершил Государственные приемочные испытания опытного образца доплеровского метеорологического радиолокатора нового поколения ДМРЛ-С.
Этот радар является первым в нашей стране оперативным сетевым метеолокатором, использующим технологию сложных сигналов, применявшуюся ранее только в локаторах управления воздушным движением и в радиотехнических системах противовоздушной обороны страны. Зарубежных аналогов у него нет.
Еще в 2008 году были приняты сразу две Федеральные целевые программы, направленные на модернизацию единой системы организации воздушного движения и создание системы мониторинга геофизической обстановки над территорией РФ. Реализовывать эти программы изначально предполагалось на принципиально новых технических решениях.
Создавать радиолокационную технику в интересах гидрометеорологии поручили тем, кто разрабатывал лучшие в мире зенитно-ракетные комплексы С-300, включая их радарное обеспечение - концерну "Алмаз-Антей". И сейчас можно сказать, что с задачей наши оборонщки справились.
Радар ДМРЛ-С обеспечивает получение и выдачу оперативных данных в радиусе 250 км. Воздушная обстановка обозначается в виде различных метеорологических карт. По мнению специалистов, использование в радарах гражданского назначения технологий, применявшихся ранее в военных целях, открывает самые широкие возможности по созданию целого семейства радаров нового поколения.
Всего на территории России до 2015 года планируется установить не менее 150 новых метеорологических радаров. В результате создания единого метеолокационного поля, а также объединения получаемой информации с зарубежными сетями, значительно повысится точность прогнозов. В условиях крайней нестабильности атмосферных явлений это может иметь поистине жизненноважное для всех нас значение.
Стоит напомнить, что метеорологическая радиолокационная сеть СССР активно формировалась с середины 60-х годов до начала 80-х годов прошлого века и в период своего расцвета насчитывала в общей сложности более 120 комплектов достаточно простых, но эффективных магнетронных радиолокаторов МРЛ-1, МРЛ-2 и МРЛ-5. В настоящее время метеорологическая сеть радиолокационных наблюдений в России пришла в упадок и насчитывает всего лишь 13 комплектов МРЛ-2 и 27 комплектов МРЛ-5, причем все МРЛ-2 полностью выработали технический ресурс, в ближайшее время они будут выведены из эксплуатации. МРЛ-5 разработки 70-х годов также безнадежно устарели и давно требуют замены на современные радиолокационные системы.
Для сравнения необходимо отметить, что за рубежом завершается создание современных автоматизированных сетей радиолокационных наблюдений. В США в автоматическом режиме работают 158 магнетронных радиолокаторов; в Англии и Ирландии - 15 МРЛ; во Франции и Германии по 16 МРЛ. Магнетронные метеорологические радиолокаторы, используемые на Западе, конечно, лучше старых советских, но в любом случае - это вчерашний день радиолокационных наблюдений за атмосферными явлениями.
Лишь в последние годы начались экспериментальные работы по использованию сложных сигналов в метеолокаторах с целью повышения потенциала при сохранении разрешающей способности, присущей простым сигналам. Доплеровский метеорологический радиолокатор ДМРЛ-С, разработанный нашими пэвэошниками, является первым оперативным сетевым метеолокатором, использующим эту технологию. По мнению специалистов в области локации, применение сложных сигналов открывает широкие возможности по созданию метеорологических радаров нового поколения. Введение в ДМРЛ-С режима двойной поляризации также значительно расширяет его возможности за счет получения принципиально новой информации о структуре наблюдаемых метеообъектов. Данная информация впервые станет доступна отечественным метеорологам в оперативном режиме наблюдений.
Как уже говорилось, доплеровские метеолокаторы ДМРЛ-С, созданные в России, обеспечат получение и выдачу в радиусе 250 км в оперативном режиме (раз в несколько минут) метеорологических продуктов в виде различных карт:
-характера облачности и типов метеоявлений, в том числе опасных (мощный ливень, гроза, град), что крайне важно для систем управления воздушным движением, противоградовых и коммунальных служб;
-высоты облачности и видимости в ней для обеспечения полетов авиации;
-интенсивности осадков с расчетом их количества за любой промежуток времени наблюдений, что необходимо для предупреждения наводнений;
-скорости и направления перемещения облачных систем, скорости шквалов и турбулентностях;
-фазовом состоянии метеообъектов при работе в режиме двойной поляризации.
С 2008 года в России проводится серия научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области метеолокации.
В частности, в 2008 году специалистами "Алмаз-Антея" и метеорологическими подразделениями Росгидромета проведены экспериментальные работы по применению сложных сигналов в доплеровских метеорологических радиолокаторах и применению новых "сверхразрешающих" методов спектрального анализа.
В 2009 году проведено эскизное проектирование, разработан комплект рабочей конструкторской документации, изготовлены составные части доплеровского метеорологического радиолокатора нового поколения ДМРЛ-С.
В 2010 году изготовлен опытный образец локатора и проведены Государственные приемочные испытания опытного образца.
В нынешнем, 2011 году, на одном из предприятий Концерна ПВО предполагается начать освоение серийного производства ДМРЛ-С.