К 2012 году автопродажи вернутся на докризисный уровень
На 30 процентов выросли продажи легковых автомобилей в России за прошедший 2010 год. Такие итоги года подвел вчера Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.
Всего за прошлый год россиянам было продано более 1 миллиона 910 тысяч новых легковых и легковых коммерческих автомобилей. В 2009 году производители смогли реализовать только 1,4 миллиона автомобилей. Тогда с 2008 года по 2009 год, по данным АЕБ, рынок продаж обвалился вполовину.
"В начале прошлого года наш прогноз был все еще несколько мрачным, - рассказал председатель комитета Дэвид Томас, - рассчитывалось продать около 1,5 миллиона машин". Однако автомобильный рынок восстанавливался более быстрыми темпами. Уверенный тренд развития начался еще в апреле. Но особенно удачным для автоконцернов стал декабрь. Тогда, по оценкам аналитиков, рынок "взлетел" на 60 процентов. Россияне к новому году приобрели на 76,5 тысячи автомобилей больше, чем в 2009 году.
В десятке лидеров - девять автомобилей отечественного производства. В топе - вазовская "классика" 2105/2107, "Приора", "Калина", "Самара". Среди иномарок лидирует Ford Focus. Такую безграничную любовь к отечественному автопрому аналитики объясняют не только дешевизной, доступностью. Программа утилизации подержанных автомобилей, продленная благодаря своей популярности, дала свои плоды. Около 30 процентов общего роста рынка - это вклад именно государственного стимулирования. Эксперты отмечают, что 80 процентов продаж по этим программам приходится именно на "дешевые автомобили традиционных российских производителей".
Причиной неожиданно сильного подъема рынка было не только такое "поощрение" автовладельцев, сдающих свои допотопные машины в утиль. Положительная динамика прошлого года объясняется, по словам Томаса, общей уверенностью потребителей и ростом покупательской способности в целом. К тому же перевешивающим "за" покупку автомобиля в российских семьях часто являются процентные ставки в банках. И наличие кредитных решений, и общее снижение процентных ставок в прошлом году также сыграли свою роль в подъеме автопродаж. Еще одной причиной стабилизации отрасли в стране Томас называет постепенную стабилизацию национальной валюты.
Оценивать продажи на "вторичном" рынке эксперты не берутся. В России, по словам Томаса, сведений для анализа ситуации мало. Хотя кризис и помог иностранным производителям наладить контакт с российскими чиновниками. Тем не менее цивилизованного рынка подержанных автомобилей в стране пока нет. Даже для того, чтобы понять реальную цену поездившего свое автомобиля, необходима организация, которая будет централизованно заниматься продажей и оценкой вторичных продуктов.
В следующем году программа утилизации, продление которой весьма порадовало производителей, продолжит вносить вклад в восстановление рынка. Эксперты ожидают, что 30-35 процентов роста в следующем году принесет именно госстимулирование. При этом в ЕС И США программы утилизации уже приостановлены. "В трудный период (2008-2009 годы) в этих странах программы помогли, сделали свое дело, - объясняет Томас, - в России она длится дольше и предназначена для других целей".
Если надежды экспертов на следующий год все-таки оправдаются, то объем продаж вырастет еще на 40 процентов. Но есть вероятность, что рынок "окрепнет" еще сильнее. И сами аналитики не исключают, что в таком случае у некоторых автопроизводителей могут возникнуть проблемы с поставками, как это было в прошлом 2010 году. Хотя многие тогда обвиняли концерны в искусственном ограничении предложения - для ажиотажного повышения спроса. Дэвид Томас такие интересы компаний отрицает: зачем отказываться от денег и "придерживать" машины. Реальной причиной "микродефицита" автомобилей он называет проблемы с логистическими системами и неготовностью производителей к такому оживлению спроса.
До массовых поставок электромобилей и авто с гибридными двигателями Россия пока что не доросла, говорят эксперты. Экологически чистый транспорт не пользуется спросом у отечественных автолюбителей. Хотя производители не исключают: если правительство примет специальную программу, то поставки могут стартовать. Хотя пока россиян больше интересуют дешевые "колеса", нежели "чистые".
Прогноз на 2011 год - 2,24 миллиона проданных автомобилей. Около двух миллионов, по словам Томаса, придется, вероятно, на "легковушки", остальное - на легкий коммерческий транспорт. "На докризисный уровень рынок сможет подняться, скорее всего, только к 2012 году", - говорит Дэвид Томас. Тогда продажи смогут достигнуть 2,8-2,9 миллиона автомобилей в год - при условии стабильности экономики страны. В перспективе, по словам экспертов, Россия должна стать самым крупным рынком в Европе.