В следующем году на мировом рынке появится более 40 новых планшетных компьютеров, которые представили разработчики на прошедшей в Лос-Анджелесе крупнейшей выставке электроники. Около двадцати, причем вполне доступных, из них появятся в России. Однако эксперты не спешат сулить компаниям высокие прибыли - портативные мини-компьютеры пока лишь модный девайс, а не необходимость для россиян.
Конец прошлого года для российских любителей электроники был ознаменован ожиданием появления первого планшета iPad от компании Apple. Его начали продавать в начале года в Америке, а в России продажи открылись только в ноябре. Всего за год было продано более семи миллионов устройств.
Остальные производители уже приняли вызов от Apple и разрабатывают свои модели. Но прямого конкурента, как считает эксперт рынка Эльдар Муртазин, у популярного планшета пока нет. На прошедшей в США выставке CES-2011 крупнейшие производители технических новинок представили свои планшеты. Всего около 40 моделей должны выйти на рынок уже в этом году. Двадцать продуктов, как заявлено, будут продавать и в России.
Всего за прошлый год, по данным аналитика рынка Эльдара Муртазина, в России было продано более 350 тысяч планшетных компьютеров. Потребители выбирали не только несколько дорогие для российского кошелька устройства iPad, но и более дешевые аналоги. Хотя их, конечно, было продано в разы меньше. "Судя по всему, подавляющую долю рынка в 2010 году заняла продукция Apple", - предполагает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. Точными данными эксперты пока не обладают - значительная часть планшетов привезены отечественными пользователями из-за рубежа, и подсчитать их количество трудно.
На отечественном рынке сейчас представлено около десяти моделей планшетов различных производителей, говорит Муртазин. Средняя цена iPad - от 20 до 35 тысяч рублей у официальных продавцов. Китайские аналоги стоят в разы дешевле - 9-8 тысяч рублей. Хотя, несмотря на высокую цену, повышенным спросом пользуются только "яблочные" продукты. "Это больше мода, а не необходимость в самом устройстве", - считает эксперт рынка Петр Диденко.
Массовым рынком эту категорию товаров назвать все же нельзя, говорит Муртазин. И дело даже не в стоимости. Причиной не такого повального спроса на планшеты, как в мире, является не слишком высокая образованность в этой сфере самого населения, говорят аналитики. По данным Фонда "Общественное мнение", только 46,5 миллиона россиян имеют возможность войти в Интернет. И чтобы тетя Зина из глубинки изменила привычному журналу о звездах и начала пользоваться планшетом, должен пройти не один год и даже не пять лет. Даже электронные книги, которые являются более дешевым и понятным в пользовании товаром, до сих пор не стали продуктом массового спроса. Всего за год, по данным Муртазина, продается около 500 тысяч таких устройств.
Не удивительно, что "планшетная мания" затронула пока только столицу, говорят эксперты. Свою роль в такой территориальной локализованности сыграло и то, что 3G-связь, которая позволяет планшету всегда оставаться в Сети, есть еще не по всей России. И пользуются ею в основном в крупных городах. К тому же рестораны и кафе в небольших городах не устанавливают точки беспроводного Интернета.
Хотя, по оценкам экспертов, все планшеты со временем начнут дешеветь. И станут пользоваться большим спросом. К тому же в результате гонки "техвооружения" на рынке могут появиться действительно качественные планшеты по меньшей цене. В целом потенциал нашей страны аналитик Клягин оценивает в 0,5 - 1 миллион устройств в перспективе ближайших двух лет. От компании Apple также ждут появления более дешевых моделей. Хотя на днях главный идеолог и глава компании Стив Джобс заявил о своем уходе на длительный больничный. Аналитики говорят, что если он окончательно отойдет от дел, на положении Apple это может серьезно и не отразиться- компания имеет хороший технологический задел на ближайшие годы.