20.01.2011 00:20
    Поделиться

    Мария Городова: В каждой нашей молитве звучит призыв о защите

    Человек слаб, немощен, уязвим, и единственное его оружие - обращение к Богу.

    "Привет, Мария! Читал твои заметки в газете. Чувствуецца, что ты жэнщина не злая и стараисся, пишишь, что бог есть любовь и всё такое. А у меня к тебе тогда прямой вапрос. Вот в Бразилии щас наводнения, пагибла тьма народу. На Гаити - землятресение было, год назад, помнишь? То самолеты падают, то поезда с рельс сходят, то психи выходят запроста в людей пастрелять - што ни день, што-то новое. Вот и у нас, рядом с домом, в конце декабря машина разбилась: оказалось, парень ехал в Москву на свадьбу, а тут вдруг оттепель, ледяной дождь... У меня вопрос: куда смотрит бог? "

    Сonan_varvar.

    И Вам, Conan_varvar, здравствуйте! Сегодняшнее информационное пространство устроено так, что Интернет и СМИ едва ли не каждый день поставляют нам новости, в основе которых смерть или человеческие трагедии. И странное дело, вместо того, чтобы задуматься об уязвимости человека, хрупкости его жизни и наивности упования на свои собственные силы, мы, привычно ужаснувшись, беспечно продолжаем жить по-прежнему, словно увиденное на мониторе или экране телевизора - сериал, нас не касающийся. Но если леденящее дыхание смерти пройдет совсем рядом, мы тут уж вспоминаем про Бога и предъявляем Ему претензии - так, как предъявляем их нерадивым коммунальщикам или не оправдавшим наших надежд градоначальникам: "Куда смотрел?"

    Дни его подобны траве

    Царь Давид - могущественнейший властитель государства израильского, пророк и святой, определял место человека по отношению к Господу так:

    "Человек -

    дни его подобны траве,

    как цвет полевой,

    отцветают они;

    повеет над ним - и нет его,

    и не узнает его место его".

    А вот о Боге:

    "Ты отверзаешь руку Твою,

    и всякое животное

    полнишь благ.

    Сокроешь лик Твой -

    ужаснутся они,

    отнимешь у них дух, и они умрут

    и снова возвратятся в прах.

    Дохнешь ли на них -

    и восстанут они,

    И Ты лицо земли обновишь...

    Благослови, Господа, душа моя!"

    Ему же, царю Давиду, пророку и святому, принадлежит авторство знаменитого девяностого псалма (псалом - это гимн, хвалебная песнь Господу), который читают "в защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражиих". Словам этого псалма, написанного по случаю избавления израильтян от моровой язвы, почти три тысячи лет. Сегодня они ежедневно звучат и в храмах, и во время домашних молитв - на иврите, латыни, греческом, славянских языках...

    Живый в помощи

    В России этот псалом чаще называют по первой строчке стиха: "Живый в помощи Вышняго", и почему-то именно в России у девяностого псалма удивительная судьба: можно составить многие тома из свидетельств тех, кому эта молитва помогла выжить - на войне, в голод, во время эпидемий, в годы гонений и репрессий, да просто в болезнях и трудных жизненных обстоятельствах. Слова этого гимна звучат так, будто они были рождены не в сердце непредставимо далекого нам царя Израиля, а исторгаются нашим собственным сердцем - здесь и сейчас. Вчитайтесь в них, вчитайтесь не на русском, на церковно-славянском, и, даже не улавливая всех нюансов языка, Вы почувствуете, что Ваша душа отзывается на эти слова так, будто они рождены ею. Не просто отзывается - просит о защите, уповает только на нее и получает подтверждение этой Божьей защиты, которая верна, как твердыня скалы.

    Поясню только первую строчку, по-русски она звучит так: "Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится", а дальше я оставлю Вас, Conon_varvar, наедине с этим боговдохновенным текстом, который спас не одного взыскующего помощи Божьей в трагические дни мира сего. Взыскующего, но бросающего туда, в недосягаемую высоту Его Божьего величия не обвинения, а мольбу о заступничестве: "Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго, долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое".

    Не заклинание, а связь

    Архимандрит Софроний (Сахаров) - богослов, наделенный осо бенным даром молитвы, писал, что "молиться - нередко значит высказать Богу наше бедственное положение: бессилие, уныние, сомнения, страхи, тоску, отчаяние, - словом, все, что связано с условиями нашего существования". И неслучайно в ежедневных молитвах всегда присутствует и учитывается этот момент потребности человека в защите.

    С утра, читая "Молитвы утренние", мы просим Господа: "помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения", то есть "помоги мне всегда и во всем, и избавь меня от всякого зла этого мира и от воздействия дьявола". Это строчки из третьей молитвы святого Макария Великого.

    Но молитва - не заклинание, она живая связь человека с Богом Живым, и в следующей молитве из утреннего правила - слова благодарения к Господу: "Господи, Иже многою Твоею благостию и великими щедротами Твоими дал еси мне, рабу Твоему, мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякаго зла противна". "Господи, Ты, по многой Твоей благости и великим щедротам Твоим дал мне, рабу Твоему, провести прошедшее время ночи без напастей и всякого противостоящего мне зла".

    Призыв о защите звучит и в наших обращениях к Богородице, к Ангелу Хранителю, к святым - нашим "предстателям, ходатаям" перед Господом. И уж тем более просьба о заступничестве звучит тогда, когда мы молимся о наших детях: мы как бы перепоручаем их жизнь Тому, Кто могущественнее нас. "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши мя, недостойного раба Твоего. Господи, в милостивой власти Твоей чада мои (имена), помилуй и спаси их, имени Твоего ради. Господи, прости им все согрешения вольные и невольные, совершенные ими пред Тобою. Господи, настави их на истинный путь Твоих заповедей и разум просвети светом Твоим, во спасение души и исцеление тела. Господи, благослови их на каждом месте Твоего владычества. Господи, сохрани их силою Честного и Животворящего Креста Твоего, под кровом Твоим святым, от летящей пули, стрелы, меча, огня, от смертоносной раны, водного потопления и напрасной смерти. Господи, огради их от всяких видимых и невидимых врагов, от всякой беды, зол, несчастий, предательства и плена. Господи, исцели их от всякой болезни и раны, от всякой скверны, и облегчи их душевные страдания. Господи, даруй им благодать Духа Твоего Святаго на многие годы жизни, здравие и целомудрие во всяком благочестии и любви... Господи, умножь и укрепи их умственные способности и телесные силы, здравы и благополучны возврати их в родительский дом..."

    У нас есть молитвы перед выходом из дома, и молитвы на начало всякого доброго дела. Молитвы перед вкушением пищи и молитвы о путешествующих. Мы молим Господа о защите уже не одно тысячелетие. И, дай Бог, об этом же будут молиться и наши потомки. Человек слаб, немощен, уязвим, и вряд ли на этом свете когда-нибудь будет создано что-то, способное эту ситуацию изменить.

    И в заключение, уважаемый Сonan_varvar, мне хочется рассказать Вам о молитве, при чтении которой я не могу удержаться от улыбки. Это молитва святого Иоанна Дамаскина, и читается она перед сном. Начинается она необычно, с вопроса, да еще какого! "Владыко Человеколюбче, не ужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем?" Думаю, эти слова переводить нет надобности. И дальше: "Вем убо, Господи (ведь знаю же, Господи), яко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь всякаго осуждения и муки. Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя". Удивительная, потрясающая молитва, в которой и решительный характер святого, и его дерзновение требовать у Господа спасения, и коленопреклоненное смирение создания перед своим Создателем.

    Уважаемые читатели! Мы ждем ваших откликов на публикации Марии Городовой. Адрес: ул. Правды, д. 24, Москва, 125993, редакция "Российской газеты".

    Адрес электронной почты Марии Городовой: pisma-maria@mail.ru

    справка

    Книгу "Сад желаний" Марии Городовой можно приобрести в магазинах:

    "Библио-глобус" (Москва, ул. Мясницкая, д. 6/3. Тел.: (495) 781-19-00,

    "Сретение" (Москва, ул. Лубянка, д. 17. Тел.: (495) 623-80-46,

    "Православное Слово" на Пятницкой (Москва, ул. Пятницкая, д. 51. Тел.: (495) 951-51-84,

    Торговый дом книги "Москва" (Москва, ул. Тверская, д.8).

    Поделиться