Эксперты: Цены на автомобили к середине года значительно поднимутся

В этом году в России может быть продано от 2,1 до 2,4 миллиона штук легковых автомобилей. Такие сценарии - базовый и оптимистичный - представил вчера журналистам Стенли Рут, аналитик крупнейшей международной сети консалтинговых компаний PricewaterhouseCoopers. В свою очередь российские эксперты советуют покупать авто в первые месяцы года. По их мнению, получится дешевле.

Напомним, до кризиса в России продавали 2,8-2,9 миллиона штук авто. Среди главных причин 20-35-процентного роста Рут назвал продление госпрограмм утилизации и субсидирования, дополнительные программы стимулирования потребителей в регионах со стороны самих автопроизводителей, а также более легкий доступ к автокредитам. К факторам, которые могут сдержать рынок, он отнес нестабильность глобальной экономики, которая негативно влияет на уверенность российских потребителей, осторожность автопроизводителей при планировании производств, вызванную резким падением спроса в период кризиса. И... недостаточное развитие дорожной инфраструктуры. Кстати, на днях свои виды на продажи в России озвучили и в Ассоциации европейского бизнеса. По данным ее комитета, российский автомобильный рынок в наступившем году может вырасти только на 18 процентов, до 2,2 миллиона машин. А к докризисному уровню выйдет в 2012 году. И то в случае если российская экономика и валюта продолжат рост. Впрочем, в АЕБ, как правило, не торопятся с радужными прогнозами. В начале 2010-го эксперты ожидали, что за год будет реализовано не более 1,5 миллиона автомобилей, позднее прогноз был скорректирован до 1,7 миллиона, а в декабре было заявлено об ожидаемых продажах машин на уровне 1,9 миллиона и росте на 30 процентов. Эксперты из аналитического агентства "Автостат" смотрят на ситуацию с большим оптимизмом, чем их зарубежные коллеги. Они считают, что в этом году в России продадут 2,5 миллиона новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что будет на 31,5 процента больше, чем в 2010-м. В их число войдут 680 тысяч российских авто, 880 тысяч иномарок российской сборки и 790 тысяч ввезенных импортных машин. Для сравнения, по оптимистическому сценарию PricewaterhouseCoopers, напротив, отечественных авто в этом году удастся продать 580 тысяч с приростом в 5 процентов. Иномарок российского производства - 1100 (плюс 80 процентов), импортных автомобилей - 720 (плюс 20 процентов).

На вопрос "РГ", чем объясняется их оптимизм, директор агентства "Автостат" Сергей Целиков привел несколько аргументов, среди которых - активный "переток" автомобилей из 2010 года. "В конце года дилеры набрали много заявок, машин популярных марок не хватало, и в первом-втором кварталах ими будут отоваривать клиентов", - пояснил Целиков. Кроме того, по его словам, импульс продажам придадут те 200 тысяч автомобилей, которые запланированы в рамках продленной правительством программы утилизации.

"Это приведет к тому, что рынок рванет быстрее, чем от него ожидают. Но к 2012-2013 годам притормозится", - говорит Целиков. Тем гражданам, кто настроен менять в этом году машину и для кого важны ценовые преимущества, эксперт советует поторопиться сделать покупку в начале года, пока есть интересные предложения по нераспроданным прошлогодним машинам. "К середине года, вероятнее всего, цены на все автомобили поползут вверх", - предупредил он. А вот с чем солидарны разные эксперты, так это с тем, что с 2011 года продажи новых импортных автомобилей будут постепенно замещаться автомобилями, производимыми в России. Импортировать же в Россию будут те модели, которые не производятся на российских заводах и не имеют массового спроса.

В перспективы российского автопрома верит и глава минпром торга Виктор Христенко. По его словам, "к середине 2013 года рынок полностью восстановится в докризисных объемах, а в 2014 году станет рынком номер один в Европе, преодолев отметку в 3 миллиона автомобилей". Этому должны способствовать те заградительные пошлины на иномарки, которые установило правительство. Недавно министр заявил журналистам, что они сохранятся до 2016 года.

Справка "РГ"

По данным PwC, объем продаж легковых автомобилей в России в 2010 году вырос на 30 процентов, до 1 млн 760 тысяч. В денежном выражении рост составил 31процент - до 3,7 миллиарда долларов. Рост российских брендов составил около 46 процентов в количественном выражении и 47 процентов - в денежном.