Сегодняшняя специфика российского IТ-рынка в том, что он формируется большей частью государством. Причем не только госзаказами, доля которых в объеме рынка очень велика, но и регулированием. Например, сложнейшие правила бухгалтерского учета приводят к потребности в изощренном бухгалтерском программном обеспечении. На Западе миллионы предприятий используют копеечные учетные программы, в которых есть всего четыре функции - ввод счетов, ввод инвойсов, ввод банковских выписок и печать четырех отчетов раз в год. Кроме того, поскольку бухучет прост и правила его меняются редко, одна эккоунтиговая компания может обслуживать сотни малых предприятий, и потребность в ПО уменьшается еще больше.
Примерно так же ситуация в России обстоит и c банковским ПО, где зарегламентированные формы отчетности формируют многомиллионный рынок для разработчиков.
Другая особенность российского IT-рынка - массовое пиратство. Оно ликвидирует отечественный ритейловый рынок или делает его крайне специфическим. В России приходится защищать свои программы электронным ключом, что создает рынок средств лицензионной защиты и убивает возможности широких продаж.
Во всем мире продажа дешевого софта делается через Интернет при помощи пластиковых карт. Разработчик подключает интернет-магазин к своему сайту и загружает в него файл с номерами лицензий и файл с программой. Покупатель нажимает на кнопку, вводит номер карты и покупает. Операция занимает секунды, операционные расходы вендора очень малы. Все это дает шанс на успех тысячам небольших инновационных стартапов. В России широкая практика корпоративных пластиковых карт отсутствует, так что для каждой продажи нужно оформить несколько бумажных документов - договор, счет, счет-фактуру, акт. Поэтому и интернет-продаж на корпоративном рынке почти нет.
В результате российский IТ-бизнес становится изолированным от мирового рынка. За исключением нескольких успешных компаний весь экспорт представляет собой продажу человеко-часов аутсорсеров, что неплохо для стран третьего мира, но неприемлемо для такой страны, как Россия. Поскольку продуктовым компаниям стартовать трудно, все усилия программистов уходят на внедрение. Типичный российский IТ-бизнес - это "системная интеграция", то есть поставка "железа", иностранного продуктового ПО и его внедрение. Нет ничего плохого в системной интеграции, но с точки зрения инновационного развития страны разницу можно проиллюстрировать на примере автомобилей: в некоторых странах их проектируют и производят, а в некоторых продают и обслуживают. Внедренческий подход плох тем, что интеллектуальные усилия разработчиков окупаются всего один раз. В отличие от продуктового, когда вы имеете перспективу продать свой интеллектуальный продукт многократно и получить средства для инвестирования в новые разработки.
С другой стороны, современная тенденция такова, что продажа ПО как продукта становится делом прошлого. Сегодня корпоративное ПО - это Интернет и облачные технологии. А это значит, что покупать "коробочный" продукт становится необязательно - его можно арендовать как сервис. Скорее всего, в ближайшем будущем комбинация дата-центров и программных продуктов, установленных в Сети, будет вытеснять корпоративную электронную почту, собственные ERP и аналитические системы. Компании будут платить за подписку на SaaS (SoftwareasaService-программа как сервис). Это позволит им экономить на серверах, IТ-подразделениях, стоимости лицензий. В то же время ПО для физических лиц - это тоже Интернет. Уже сейчас люди держат свои фотографии на хостингах, слушают музыку из интернет-сервисов, используют интернет-почту. Конвергенция электронных устройств приведет к тому, что сотрется разница между телефоном, фотоаппаратом, видеокамерой, телевизором и компьютером. Все устройства будут постоянно включены в мобильную сеть. Большая часть ПО будет поставляться на условиях телепрограмм - то есть за просмотр рекламы или плату за доступ.