Чтобы домашний компьютер исполнял все требуемые от него функции - служил электронной пишущей машинкой, калькулятором, гигантским фотоальбомом и хранилищем любой другой информации, ему потребуются программы, которые называются "офисными".
Даже тем, кто ни разу не был в офисе, рано или поздно понадобятся офисные компьютерные программы. Чаще всего под ними подразумеваются несколько инструментов, один из которых помогает работать с текстами, другой близко знаком с электронными таблицами, третий - умеет составлять красочные презентации и слайд-шоу из фотографий, которые не стыдно показать друзьям и родственникам.
Разумеется, в состав комплекта офисных программ чаще всего входят еще и профессиональные инструменты, вроде приложения для подготовки бизнес-диаграмм, однако нас интересует главным образом домашнее применение "электронного офиса".
Самой популярной офисной программой можно смело назвать приложение Microsoft Word (оно входит в состав пакета Microsoft Office) - большинство пользователей компьютеров работают с текстами именно в нем. Причина его распространенности чрезвычайно проста - этот текстовый редактор оказался прост и удобен в обращении, и конкурентов у него, по сути, просто не было.
Что умеет Microsoft Word? Разумеется, его главная задача - это предоставлять пользователю возможности работы с текстом: увеличивать и уменьшать размер букв, выделять фрагменты подчеркиванием, курсивом или жирным шрифтом, окрашивать в разные цвета. Кроме того, Word позволяет вставлять в текст рисунки и фотографии, сопровождать их звуковыми эффектами, снабжать слова интернет-ссылками, распечатывать документы на принтере, проверять орфографию с пунктуацией (впрочем, доверять этой функции стоит далеко не всегда) и так далее. Также программа может на основе текста с картинками сформировать интернет-страницу, которую можно выложить в Сеть. О возможностях этого текстового редактора написаны толстенные учебники, и пересказать их содержимое в одном газетном материале - задача непосильная.
Вторым по популярности офисным приложением является редактор электронных таблиц Microsoft Excel, также входящий в состав Microsoft Office. Несмотря на то, что это в целом бухгалтерский инструмент, его охотно используют и люди, чья профессия совершенно не связана с бухгалтерией. При открытии приложения пользователь видит обычную таблицу, в которую можно заносить какую угодно информацию - неважно, текстовую или цифровую. Например, многие фирмы оформляют в этой программе свои прайс-листы: в одной колонке находятся названия товаров, в соседней - их стоимость.
Домохозяйкам и просто людям, привыкшим считать свои доходы и расходы, Excel предоставляет возможности для ведения домашнего бюджета. Так, записав в один столбец все денежные поступления и вычисления, в конце месяца можно "подбить итог" нажатием одной кнопки. Впрочем, таблицы в Excel подходят для ввода в них абсолютно любых данных, которые можно и хочется представить в виде таблицы. Это может быть рецепт нового пирога с подробным описанием ингредиентов и их веса, список вещей, которые нужно не забыть взять с собой на дачу... Сфера применения ограничена лишь фантазией пользователя, и все же не стоит забывать, что Excel - это рабочий инструмент человека, связанного с финансами.
И Word, и Excel, и другие офисные приложения Microsoft действительно хороши для домашнего применения, однако не каждый может позволить себе заплатить за пакет Microsoft Office Home and Student, куда входят эти программы, около 3 тысяч рублей. Конечно, есть альтернатива в виде пиратских версий, однако это, во-первых, нечестно, а, во-вторых, наказуемо. Тем более что обзавестись набором офисных программ можно легально и абсолютно бесплатно.
Наиболее распространенным пакетом офисных программ, получить который можно "за просто так", является OpenOffice.org. Его название совпадает с адресом интернет-сайта, откуда можно загрузить офисные приложения.
С точки зрения простого, а не профессионального пользователя, OpenOffice.org практически ничем не отличается от Microsoft Office. Его также можно установить на любую современную версию Windows, и он позволяет работать с текстами, электронными таблицами, презентациями. При этом практически любой документ, созданный в Microsoft Office, можно открыть в OpenOffice.org, и наоборот.
В состав бесплатного офиса входят текстовый редактор Writer, программа для работы с таблицами Calc, система подготовки презентаций Impress, а также ряд других приложений. Как и офис от Microsoft, OpenOffice.org предлагает пользователю возможность проверки грамотности напечатанного текста, а также позволяет сохранять документ в виде веб-страницы, причем, по отзывам пользователей, делает это лучше, чем Microsoft Word.
Несмотря на то, что Microsoft Office на сегодняшний день является наиболее популярным офисным пакетом, его бесплатный конкурент в меру своих сил старается захватывать рынок. Например, в 2008 году OpenOffice.org по решению правительства России был передан во все российские школы для установки на компьютеры. Кроме того, используют этот пакет крупные компании и государственные структуры России - к примеру, крупный оператор связи "Ростелеком" и Федеральная служба судебных приставов.
Одно из важнейших преимуществ OpenOffice.org - это его бесплатность, и это преимущество, разумеется, компенсирует имеющиеся в нем недостатки (а куда же без них?). Если для одной семьи решение об установке платного или бесплатного офисного пакета - это вопрос нескольких тысяч рублей, то в масштабах большой компании или всей страны речь идет о куда более серьезных суммах. Например, в компании, где установлена тысяча компьютеров, на один только электронный офис придется потратить как минимум несколько миллионов рублей. На покупку офисных программ для школ могут понадобиться десятки миллиардов рублей.
У OpenOffice.org и Microsoft Office есть еще один конкурент, который заметно отличается от них обоих - это Google Docs. Офисный пакет, разработанный ведущей поисковой интернет-компанией, нельзя скачать и установить на компьютер - он работает прямо в окне интернет-браузера Internet Explorer, Chrome или Firefox, а открыть его можно по адресу http://docs.google.com.
В состав Google Docs входят базовые офисные приложения - текстовый редактор Writely, система для работы с электронными таблицами Spreadsheets и инструмент для создания презентаций Presentations. Для того чтобы воспользоваться любым из них, достаточно иметь на компьютере установленный браузер и быть подключенным к Интернету. Кроме того, понадобится регистрация на сайте Google, однако это простая процедура, которая не займет много времени.
Главное преимущество Google Docs в том, что ни одну из этих программ не нужно скачивать из Интернета и устанавливать на ПК. Таким образом, офисный пакет не занимает место на жестком диске. Кроме того, документы, созданные с его помощью, тоже можно хранить на серверах Google, а если пользователь выбрал для себя электронную почту Gogle Mail, то еще и пересылать файлы в Интернете, не сохраняя их на жесткий диск. Впрочем, при желании любой документ, открытый в Google Docs, можно записать на компьютер.
Приятно, что интернет-офис Google Docs поддерживает форматы своих "конкурентов" - OpenOffice.org и Microsoft Office. Так что, если открыть текст, набранный при помощи Word, в редакторе Writely, он откроется без проблем, причем с сохранением размера шрифта, разметки, выделений и так далее. То же касается электронных таблиц и презентаций.
Есть у Google Docs и определенные недостатки, связанные главным образом с тем, что вся система работает, загружая необходимые компоненты с интернет-серверов. Во-первых, для работы с таким офисом необходим достаточно скоростной доступ к Сети - в противном случае приложения будут загружаться в браузер достаточно долго. Кроме того, не помешает и стабильность интернет-соединения, иначе возникает возможность потери данных, которые могут оказаться весьма важными для пользователя.
Как и OpenOffice.org, онлайновый офис Google является абсолютно бесплатным для пользователя, к тому же он дает возможность запуска программ практически на любом компьютере, оборудованном интернет-соединением. Единственное, за что может взиматься плата - это расширение доступного пространства на серверах Google. Если документы, созданные и загруженные пользователем, занимают более 8 гигабайт места, то ему придется или удалить что-то ненужное, или расширить объем доступного для файлов места до 20 гигабайт - это будет стоить 5 долларов в год, то есть около 150 рублей.
Есть еще один вид интернет-инструментов, достойных упоминания в соседстве с офисными пакетами - это онлайн-приложения, помогающие работать с изображениями. Например, для того чтобы вставить в текстовый документ цифровую фотографию, нужно сначала уменьшить ее, а также кадрировать, избавив картинку от ненужных деталей. Для этого может пригодиться сайт http://www.photoshop.com, который поддерживает компания Adobe, создатель всемирно известного профессионального графического редактора Photoshop. Зайдя на этот интернет-ресурс, пользователь может в разделе Online Tools выбрать пункт Photoshop Express Editor, после чего при помощи команды Upload загрузить фотографию на сервер и получить доступ к инструментам редактирования. Визуально понятный редактор поможет изменить размеры картинки, откадрировать ее, уменьшить или увеличить яркость, исправить эффект "красных глаз" и так далее.
Я слышал выражение "украсть сайт". Как это происходит?
- Чаще всего под этим подразумевается кража дизайна, внешнего вида сайта, который может стоить больших денег, особенно если разрабатывается по индивидуальному заказу. Нечистоплотные создатели сайтов могут позаимствовать дизайн у понравившегося им ресурса, однако в конечном счете их ждут судебное разбирательство и выплата солидного штрафа.
У меня ноутбук уже больше года, все работает хорошо. Но продавец в магазине сказал, что лучше купить еще и мышь, т.к. сенсорная панель у ноутбуков недолговечна. Это правда?
- Причин для волнения нет - сенсорная панель (по-английски touchpad) достаточно долговечна. Пожалуй, раньше морально устареет ноутбук.
Почему слово "Интернет" вы пишете с большой буквы? Следуя такой логике, слова "Почта" и "Телеграф" тоже должны начинаться с прописных букв.
- Я считаю, что слово "Интернет" нужно писать с большой буквы, т.к. в отличие от почты и телеграфа это название проекта, который еще в прошлом веке разрабатывало минобороны США. Правда, многие считают, что слово стало нарицательным, и пишут его со строчной буквы, но словарь русского языка РАН под редакцией Лопатина все же рекомендует писать слово "Интернет" с прописной буквы.
Угрозы компьютеру - внешние и внутренние, какими они бывают и как от них защищаться? Что такое вирус и как его "поймать"?
Вопросы Антону Благовещенскому можно задать по адресу: internet@rg.ru