За 2010 год общее число пользователей широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в России достигло 15,7 млн абонентов, говорится в исследовании iKS-Consulting. Таким образом, объем рынка увеличился на 20-25%. "Главный драйвер роста - развитие сетей в регионах, - комментирует аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. - На более насыщенных столичных рынках (уровень проникновения в Москве оценивается примерно в 80%, в Санкт-Петербурге - в 65-70%) темпы роста замедляются".
Лидером отрасли по-прежнему остается "Комстар" - его абонентская база составила 1,362 млн абонентов. С третьего на второе место переместился "ЦентрТелеком" с абонентской базой 1,251 млн, "ВымпелКом", в свою очередь, сместился на третье место с 1,199 млн. Четвертое место удерживает "ЭР-Телеком" - 1,1 млн. На пятом месте "ВолгаТелеком": база этого оператора составила 968,2 тыс. абонентов.
Распределение мест во второй пятерке в сравнении с 2009 годом не изменилось. На шестом месте по размеру абонентской базы остается "Северо-Западный Телеком" с 913,2 тысячи. Следующие в списке - "УралСвязьИнформ" с 748 тыс., "Акадо" с 660,6 тыс., "СибирьТелеком" с 628,9 тыс. и ЮТК с 555 тыс.
К концу 2010 года рынок фиксированного ШПД вырос более чем на 70%, составив 3,2 млрд долларов. И это несмотря на широкое распространение вариантов доступа в Интернет по мобильному устройству. Аналитики рынка объясняют, что фиксированный ШПД менее затратный, но при этом еще и более надежный и высокоскоростной. Соответственно, в квартире, где есть кабельная сеть, пользоваться мобильным ШПД невыгодно. "Мобильный и фиксированный доступ - это разные модели потребления услуги, которые не конкурируют, а дополняют друг друга, - считает генеральный директор "ЭР-Телеком" Андрей Семериков. - Главный плюс фиксированного доступа - отсутствие ограничений по трафику. Современный уровень технологий позволяет передать по "проводу" практически любой объем информации на высокой скорости. Однако при этом потребитель услуги "привязан" к точке доступа, что снижает конкурентоспособность услуги".
Чтобы нивелировать этот недостаток, фиксированные операторы используют технологию Wi-Fi как "мобильное продолжение" проводного доступа. Что же касается собственно мобильного доступа, он подразумевает возможность выйти в Интернет и пользоваться мультимедийными ресурсами из любой точки. Но здесь есть свои ограничения по полосам частот, которых на всех не хватает в силу их ограниченного количества и емкости. Отсюда и небольшая скорость доступа, и довольно высокая стоимость услуг.
По мнению Семерикова, поскольку фиксированный и мобильный ШПД - это принципиально разные услуги, то и рынки - разные. "Так, фиксированный доступ обеспечивает высокие скорости и надежность сети, благодаря чему пользователь имеет возможность потребления тяжелого контента, который все более набирает популярность. А мобильный доступ нацелен на оперативное получение небольшого объема информации", - резюмирует Семериков.
По прогнозам экспертов, рынок фиксированного ШПД к 2012 году составит 4,5 млрд долларов. "Происходит постепенное насыщение рынка: проникновение широкополосного Интернета в городах-миллионниках уже перешагнуло за 75%, - говорит директор по продуктам TELE2 Роман Володин. - До 2012 года проникновение ШПД по всем остальным городам страны будет выравниваться и стремиться к столичному уровню. Это большой для отрасли темп прироста рынка, в то время как вся экономика растет не более чем на 5% в год".
Как считают аналитики, рынок мобильного ШПД будет развиваться независимо от рынка фиксированного ШПД, но окажет существенное влияние на рынок мобильной голосовой связи: технологии 3G и 4G будут снижать объемы пользования голосовой мобильной связью. Как только в телефоне появится качественный мобильный ШПД, клиенты постепенно перестанут пользоваться голосовой связью, поскольку "голос" значительно дороже.
"В ближайшие 5-6 лет ключевыми услугами на рынке телекоммуникаций будут широкополосный доступ к мультимедийным ресурсам и платное телевидение, - считает Володин. - Тип доступа, фиксированный или мобильный, уже не будет иметь решающего значения, поскольку к тому времени мы будем получать интегрированные решения по типу "бесшовного пространства", обеспечивающие одинаковое качество услуги вне зависимости от своего местонахождения, гаджета и объема трафика. При этом около 75% пользователей ШПД в результате будут сочетать фиксированный и мобильный доступ, а 25% - использовать только мобильный. За комбинированный доступ потребители будут готовы платить в полтора раза больше".
Конечно, есть и несколько малоприбыльных интернет-продуктов российских операторов. Например, услуге IPTV повторить успех внедрения ШПД пока не удалось: к началу 2011 года в России пользователей этого сервиса насчитывается не более 450 тысяч человек.
Других же массовых сервисов для частных абонентов у отечественных операторов фиксированной связи пока не появилось. "Вряд ли сервисы будут приносить операторам сотовой связи столько же денег, сколько трафик, - считает руководитель службы по связям с общественностью "ВымпелКом" Артем Минаев. - Но у этих направлений есть большой потенциал для совместного развития разноплановых бизнес-предприятий".
Эксперты рынка прогнозируют, что количество потребителей не ограничится потолком в 6,6 млрд человек, живущих на планете. По мнению экспертов, число разнообразных сервисов и приложений мобильной связи к 2012 году достигнет 50 млрд.