10.02.2011 00:30
Рубрика: Дороги

Реклама без тормозов

Коммерческие щиты на автомобилях запрещены, но убрать их с дороги непросто

Реклама загораживает вам дорогу? Перекрывает светофор? Вы попали из-за нее в аварию - добро пожаловаться в ГАИ. Впрочем, необязательно, что вам там помогут.

Оказывается, все коммерческие щиты на колесах, что висят, стоят и иногда перемещаются по дорогам - не всегда подконтрольны госавтоинспекции.

О рекламные конструкции, установленные с нарушением правил, было разбито много не только автомобилей. Поставленные на перекрестках "рекламные" автомобили не раз становились причиной аварий с человеческими жертвами. Начавшаяся несколько лет назад кампания по борьбе с такой незаконной рекламой дала свои результаты. Множество автомобилей с коммерческими щитами убрано с улиц и трасс. Но до конца избавиться от этих монстров так и не удалось. Нет-нет, а где-нибудь проклевываются росточки выполотых сорняков. И никто не может понять, как удалить их с выровненной по ранжиру грядке.

Вот, например, в Москве на перекрестке на Нижней Масловке прижилась "Газель" с рекламной конструкцией на борту. Все бы ничего, но она припарковалась на перекрестке. Даже это ей можно было бы простить, но рекламная конструкция загораживала светофор. А это уже угроза для жизни автомобилистов и пешеходов. Каждый водитель в городах и на трассах хоть раз встречал такую блуждающую рекламу.

Некоторые щиты на колесах намертво встают на якорь в самых неудобных местах и стоят там месяцами.

Автор этих строк попробовал увещевать хозяина машины: на ее борту был написан номер телефона, по которому можно заказать подобную автомобильную рекламу. Однако был послан далеко и надолго с предложением изыскивать иные способы борьбы с подобными препятствиями. Что ж, пришлось идти другим путем и обратиться в ГАИ. И тут выяснилось, что против таких хамов на дорогах практически нет приемов. Они вне закона. И не потому, что сами так себя поставили, а потому, что законы для них в буквальном смысле слова не писаны.

В ГИБДД нам подтвердили, что эта машина стоит в неположенном месте - на перекрестке. Однако она не создает проблем для движения. То есть не мешает общественному транспорту, а если мешает уборке улиц, то про это никто не заявлял. Задержать ее, то есть поместить на эвакуатор и отвезти на штраф-стоянку, - тоже дело не из легких, по той причине, что у автомобиля нет номеров. А соответственно, невозможно установить владельца. Тем не менее при борьбе с брошенными во дворах автомобилями у ГАИ находятся способы убирать их и увозить. А в "рекламном" случае это представляет проблему.

Однако если обратиться к букве закона, то это действительно проблема. Машина мешает проезду? Ее надо убрать. Но для этого сначала нужно обнаружить владельца. Владелец легко находится по номеру автомобиля. А если номеров нет, то гаишник не имеет права вскрыть машину, чтобы найти идентификационный номер и установить хозяина по нему. Остаются параллельные пути: адрес и телефон организации, которую рекламируют. Но вряд ли они сдадут своего контрагента, тем более что вряд ли что-нибудь о нем знают. Есть наверняка телефон того, кто размещает рекламу. Но пока не произошло уголовного преступления, запрашивать данные о владельце номера телефона нет никакого права. Что еще можно сделать с такой машиной? А больше ничего. Сотрудникам ГИБДД приходится проявлять чудеса изворотливости, чтобы убрать такой автомобиль с места, где он создает реальную опасность для других водителей.

А чем же грозит успешное удаление такой машины нарушителю? Да, по сути, ничем. Штраф (на граждан), согласно статье 14.38 КоАП за использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, - от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей. Даже одни сутки подобной рекламы стоят больше.

Размещение на транспортном средстве рекламы, которая создает угрозу безопасности дорожного движения, ограничивает обзор другим водителям, наказывается таким же штрафом, если виновником признан гражданин. Более действенная мера - это штраф по этим же статьям, но для юридических лиц. Здесь сумма от 200 тысяч до полумиллиона рублей. Но кто ж признается, что он юридическое лицо? Максимум - предприниматель без образования юридического лица. Таким образом административный штраф с трудом покрывает расходы на эвакуацию и хранение этой рекламной конструкции на колесах. Возможно, в данном случае было бы справедливо накладывать расходы за перемещение и хранение на владельца транспортного средства.

Надо напомнить, что устанавливать такие конструкции на автомобили просто запрещено. С ними не пройдешь техосмотра. Но разве это может остановить особо предприимчивых? Рекламную конструкцию можно снять перед ТО и поставить обратно после. А следить за размещением рекламы на городских улицах и трассах могут только представители федеральной антимонопольной службы и общества по защите прав потребителей. У ГИБДД задача убирать с дорог только тех, кто действительно мешает движению.

К слову об этой "Газели". Ее убрали на пятый день. Каким образом гаишники смогли это сделать, - остается тайной за семью печатями.

скандал

Текст: Иван Карасев (Краснодар) , Юлия Потапова (Кемерово) , Александр Скрипов (Челябинск)

В российских регионах то и дело возникают рекламные скандалы. Сразу в нескольких городах сотрудники антимонопольной службы возбудили дела против недобросовестных рекламодателей. В Челябинске отличились владельцы ночного клуба, которые разместили броскую рекламу на центральной улице города - проспекте Ленина. На большом рекламном щите красовалась кокетливая "зайка" в стрингах с обнаженной, мягко говоря, нижней частью спины.

Рядом с телефонами и адресом ночного клуба были напечатаны двусмысленный слоган "Трусишки - в сторону!" и призыв "Открой сезон охоты на зайчат!" с напоминанием "Только не забудь прихватить капусту!" Венчала рекламную композицию крупная "угрожающая" надпись - "Ну, заяц погоди!".

Броскую рекламу заметили. Причем не только любители ночных развлечений. Некоторые горожане посчитали ее оскорбительной. Недовольные обратились с жалобой в челябинское УФАС.

Владельцы ночного клуба в Новокузнецке, рекламируя свои услуги, тоже вышли за рамки закона и элементарного приличия. На фасад клуба с говорящим названием "Цензура" они водрузили баннер с изображением клубники и полуобнаженной девушки. Рекламный текст обещал гостям "приват и кальян в подарок". А чтобы у потенциальных клиентов не осталось сомнений в достоверности обещаний, рекламу проиллюстрировали изображением человека, курящего кальян. Сотрудники комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации Новокузнецка добро на размещение столь откровенной наружной рекламы владельцам клуба не давали. Комиссия Кемеровского УФАС РФ признала рекламу клуба ненадлежащей. Поскольку она противоречит Федеральному закону "О рекламе".

"Виновные" не стали дожидаться решения комиссии УФАС и добровольно устранили "клубнично-кальянные" нарушения. А в Краснодаре разгорается скандал, связанный с использованием образа "легкомысленной монахини". Краснодарское краевое УФАС возбудило дело в отношении крупного торгового комплекса, где появились рекламные щиты с фривольным изображением. На них девушка приподнимает свои строгие монашеские облачения, под которыми скрыты красные туфли и короткое платье. Все это сопровождалось бойким слоганом: "Покажи себя".

- Такая реклама нарушает ч. 6 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", - говорит заместитель руководителя Краснодарского краевого УФАС Нина Гассий. - Согласно данной норме в рекламе не допускается использование оскорбительных образов, сравнений и выражений. Более того, изображение монахини является неуважительным и оскорбительным по отношению к верующим людям и самим монахиням.

Если эта реклама будет признана ненадлежащей, то "нарушителям" выпишут предписание о демонтаже конструкции. При несоблюдении сроков они могут быть оштрафованы на сумму от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.