До сих пор Иван Беседин, новый руководитель Московского метрополитена, как признался он журналистам в минувшую пятницу во время первого знакомства в мэрии столицы на Тверской, 13, ездил на подземке лишь как пассажир. Он отлично понимает, что неделя, прошедшая с момента назначения его на этот пост, - срок маловатый для детального знакомства с ней. "Это же огромное хозяйство", - сказал он. Поэтому пока поделился лишь мыслями о том, чем намерен заняться в первую очередь.
- Задача, которую прежде всего поставил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, - это развитие метрополитена. В текущем году запланировано ввести в эксплуатацию порядка 4, 5 километра. В то же время предстоит нарастить мощности, разработать проектную документацию и провести подготовительные работы для прокладки еще 50 километров. Таким образом, ежегодно должно добавляться по 15 километров новых линий, а всего за пять лет их должно быть построено 75 километров.
Пока же столичное метро перевозит каждый день в полтора раза больше народа - вместо шести миллионов - 10 миллионов человек. К чему это приводит, как выяснилось, новому начальнику известно: "В часы пик в вагонах большая скученность, пассажиры едут в некомфортных условиях", - оценил он ситуацию. И пообещал: "Это тоже задачи, которые мы будем решать". Как именно? "Будем повышать эксплуатационную надежность и стремиться работать без сбоев. К сожалению, метро - сложная техническая система, и пока это не всегда удается". Кому-кому, а москвичам это хорошо известно - случаи, когда по громкой связи вдруг звучит: просьба освободить вагоны, так как по техническим причинам поезд дальше не идет, в Москве не редкость. Да и когда следующий поезд придет -неизвестно. Может быть, спросили журналисты, привычка руководить железной дорогой, где составы ходят строго по расписанию, поможет Ивану Беседину поставить на такие же рельсы и столичную подземку? Почему за рубежом пассажиры могут наблюдать, как табло отсчитывает обратный ход времени: до прихода поезда осталось 10 минут, 9, 8, 7 и поезд действительно приходит в назначенное время, а москвичам это недоступно? Сделать из метрополитена "железку" новый начальник не гарантировал, но заверил, что вплотную займется его модернизацией, в том числе закупками нового современного подвижного состава, более комфортного .
На вопрос корреспондента "РГ", а как нынешний глава намерен повышать безопасность подземки, регулярно подвергающейся нападениям террористов, Иван Беседин пояснил: "Рамки в метро везде не поставишь - для таких массовых потоков пассажиров это было бы неправильное решение. А вот досмотровые зоны с рамками с металлоискателями будут создаваться". На первом этапе, по словам Ивана Беседина, они появятся на 46 станциях, причем не только на заново построенных, но и существующих. Невольно возникает вопрос: а не приведет ли это к еще большему столпотворению у входа в метро? - Такие зоны, конечно же, будут размещены вне кассового зала, - прокомментировал корреспонденту "РГ" предполагаемое новшество главный архитектор "Метрогипротранса" Николай Шумаков.- Да и проходить через них потребуется не всем пассажирам, а тем, кто обратил на себя чем-то внимание дежурных милиционеров. К тому же сейчас появилось много технических новинок, благодаря которым возникающие к человеку вопросы стражи порядка смогут снять, просто пройдя мимо него.
Один такой чудо-чемоданчик недавно продемонстрировали президенту РФ Дмитрию Медведеву во время посещения им станции метро "Охотный Ряд", которая является сейчас своеобразным полигоном применения средств, направленных как раз на усиление защищенности пассажиров от террористов. Имея его в руках, милиционер легко определит, есть ли у гражданина в багаже или под одеждой взрывчатка. Такие чемоданчики и многие другие разработки тоже появятся в досмотровых комнатах.
Где разместятся досмотровые зоны? "Это не такая большая проблема, как кажется на первый взгляд, - сказал Николай Шумаков. - На каждой станции имеется множество служебных помещений. Поэтому легко найти комнату размером в 20 квадратных метров, а больше и не требуется".
А идея в десять раз увеличить количество собак в метро, которые будут нести службу наравне с сотрудниками правоохранительных органов, высказанная Сергеем Собяниным, о которой "РГ" недавно рассказывала, уже скоро может осуществиться. Для этого мэр уже отдал распоряжение включить строительство кинологического центра на 500 четвероногих охранников в городскую инвестиционную программу.
Досье "РГ"
Напомню: Ивану Беседину - 57 лет, он профессиональный железнодорожник, в течение последних пяти лет возглавлял Калининградскую железную дорогу.
Справка "РГ"
В 2011 году планируется ввести в строй участок метро "Марьино-Зябликово" и новый вход на станцию "Сретенский бульвар". В 2012-м - станции "Новокосино", "Жулебино", "Братеево", "Пятницкую".