Новости

16.02.2011 00:50
Рубрика: Власть

Близкие деньги

Финансовую помощь начинающим бизнесменам будут оказывать муниципалитеты края

Исполнился год пребывания на посту губернатора Красноярского края Льва Кузнецова. Что удалось сделать за это время? На какие приоритеты социально-экономического развития делает ставку глава крупнейшего региона Сибири? Как модернизировать все сферы экономики в условиях посткризисных рисков? Эти и другие вопросы мы задали губернатору.

Российская газета: Лев Владимирович, прошлый год вам достался в наследство. Свою нынешнюю, по сути, премьерную программу пришлось верстать с учетом невиданного 18-миллиардного минуса в казне. Между тем сформулированные в ней задачи весьма амбициозны. Научите, как жить не по средствам?

Лев Кузнецов: Ответ простой: больше зарабатывать. В 2010 году дефицит бюджета удалось покрыть собственными доходами. И еще раз доказать, что стратегия прежнего краевого руководства была верной. Сохраняя один из самых больших в Сибири объемов социальных гарантий, мы продолжаем реализацию всех девяти базовых инвестпроектов. Благодаря масштабным кластерам, создаваемым по модели государственно-частного партнерства, удалось сдвинуть с мертвой точки диверсификацию региональной экономики.

РГ: А что со знаменитым некогда проектом Красноярского хаба, с кросс-полярными перелетами?

Кузнецов: Банкротство "КрасЭйр" притормозило его. Нам пришлось побороться за право собственности на аэропортовый комплекс, помогать оказавшемуся на улице персоналу: миллиард из бюджета выложили, чтобы люди получили задержанные зарплаты, погасили субсидии. Чтобы нарастить объемы, нужно запустить как минимум два спутника. Тогда не придется строить во льдах наземные станции - устойчивую связь в так называемой "мертвой" зоне обеспечат космические технологии. У нас уже работает компания, которая будет сопровождать самолеты некоторых стран Арктического совета - Швеции, Финляндии, Исландии.

Проект дорогой - 300 миллионов евро, но все средства внебюджетные. Это обстоятельство, разумеется, наряду с географическим преимуществом делает транспортную логистику Красноярска наиболее конкурентоспособной. По мнению канадских коллег, именно наш международный аэропорт Емельяново и Виннипег могут стать главными для перевалки грузов, следующих из Юго-Восточной Азии в Северную Америку и обратно. На VIII экономическом форуме представим первые итоги работы немецкой компании "Хохтиф", с которой в 2010 году подписан договор о создании мастер- и бизнес-планов реконструкции наших воздушных ворот.

РГ: Министерствам экономического блока краевого правительства вы дали четкую установку: бюджетные деньги должны работать на модернизацию...

Кузнецов: Да, это главный приоритет при поддержке отраслевых инвестиционных проектов. Мы выделили четыре направления: кооперация с крупными добывающими компаниями, глубина переработки сырья, энергоэффективность, создание инновационного сектора. Кстати, именно инновации, рынок которых у нас практически не освоен, могли бы стать основным содержанием работы небольших фирм в городах с высоким научным и инженерно-конструкторским потенциалом - Красноярске, Железногорске, Зеленогорске.

РГ: Согласно данным Красноярскстата, уровень развития малого предпринимательства в крае выше среднероссийского, однако и здесь приходится слышать: нянек много - персональных ответственных нет.

Кузнецов: Как раз поэтому в ближайшее время основные функции по оказанию финансовой помощи начинающим бизнесменам собираемся передать муниципалитетам. На местах виднее, какой проект предпочтительнее. Главные оценочные параметры - качество, конкурентоспособность, социальная значимость для территории. Надеюсь, это и в самом предпринимательском сообществе атмосферу изменит - извечного нытья станет поменьше, энергии, креативности прибавится.

РГ: А как быть с качеством менеджмента?

Кузнецов: Я вам больше скажу: в настройке, с учетом уроков кризиса, нуждается вся система управления - государственного, муниципального, корпоративного. Именно об этом, кстати, пойдет речь на VIII Красноярском экономическом форуме. В условиях объективных ограничений необходимо одновременно и стимулировать развитие экономики по модернизационному пути, и эффективно решать социальные вопросы. Предстоит определить, какие изменения необходимы для этого в бюджетном планировании, в налоговой системе и каких преимуществ можно от них ожидать.

Совершенно иные требования выдвигает время и к менеджменту российского бизнеса. Главное теперь - умение организовать энергоэффективное, ресурсосберегающее производство, умение управлять качеством. Отсюда и растущая значимость инженерных квалификаций, способности спроектировать новый продукт, технологическую базу его производства и продвижения на рынки.

Чрезвычайно интересным обещает быть на форуме обмен идеями между управленцами городов - центров экономической и социальной модернизации. Свежая, пусть и не воплощенная пока мысль всегда актуальна. Еще ценнее, конечно, то, что проверено опытом. На крупной выставке технологий и организации муниципального хозяйства мы продемонстрируем, как действуют самые разные модели, позволяющие свести воедино усилия властей, общественного самоуправления, малого и крупного бизнеса по формированию комфортного городского пространства, по благоустройству и реформированию жилищно-коммунального комплекса.

РГ: Судя по всему, и здесь не обойтись без инноваций, причем не только локальных. Но возможно ли сегодня сделать этот процесс массовым в масштабах макрорегиона?

Кузнецов: Главное - создавать и продвигать на рынки конкурентоспособные бренды. А какие инновационные секторы станут локомотивами следующего цикла мирового экономического роста? С чего следует начинать запуск инновационных разработок в республике, крае, области? Насколько применимы для этого проекты "сколковского" типа? Могут ли в роли драйверов высоких технологий выступить федеральные университеты, особые экономические зоны, крупные технопарки, межрегиональные инновационные кластеры? Поиском ответов на эти вопросы и займутся участники форума. Стержнем всех его дискуссий станет Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная недавно российским правительством.

Власть Работа власти Регионы Филиалы РГ Восточная Сибирь СФО Красноярский край