Молодые ученые получили президентскую премию за прибор, обнаруживший воду на Луне

Молодые сотрудники Института космических исследований РАН Максим Мокроусов и Антон Санин разработали уникальный прибор, который нашел на Луне зоны, пригодные для строительства лунных баз.

Американцы ревностно относятся ко всему чужому. Потому, что уверены: у них все самое-самое. А уж высокие технологии - это святая святых. Здесь отторжение еще сильней. Чтобы проник "чужак", он должен превосходить "местных" на порядки. И все же российский прибор сумел пробиться на американский спутник ЛРО, который сейчас вращается вокруг Луны. Причем наши победили в жесткой конкуренции с учеными из знаменитого научного центра в Лос-Аламосе.

- Цель конкурса, который проводило НАСА, - поиск на Луне мест посадки космических кораблей для дальнейшего создания лунных баз, - объясняет Максим Мокроусов. - И ставка делается, прежде всего, на воду. Будет она, и сразу открываются колоссальные перспективы освоения Луны. Но кораблю надо не просто прилуниться около такого "оазиса", а высадиться как можно ближе от него. То есть координаты надо определить с максимальной точностью. Ошибетесь на 10 километров, и доставка воды станет непреодолимой проблемой.

Именно точность и стала главным козырем российского проекта. Его идея впервые была предложена доктором физико-математических наук Игорем Митрофановым, у которого в лаборатории и работают молодые лауреаты. Суть - "ловить" воду на нейтроны. Точнее, на их отсутствие. Ведь вода интенсивно поглощает нейтроны, значит, если прибор вдруг перестает их фиксировать, то в данном месте и должна быть вода. Но от идеи до воплощения - огромная дистанция.

 
Видео: Сергей Куксин

- Загвоздка в том, что нейтроны на Луне летят со всех направлений, а нужны только те, которые идут от ее поверхности, - объясняет Антон Санин. - Остальные нужно отсечь. Так у прибора появилась "шуба" из бора, которая поглощает все нейтроны, кроме летящих от Луны. Причем "глаз" прибора нацелен на очень ограниченную зону, что и позволяет определять координаты колодца с высокой точностью. На расчеты и выбор оптимальной формы прибора нам потребовалось около двух лет. Его вес около 26 килограммов, и он тянет на четверть всей полезной нагрузки спутника. И хотя каждый космический килограмм "золотой", американцы с нами согласились.

Космическая миссия созданного российскими учеными нейтронного телескопа ЛЕНД оказалась очень успешной. На Луне, в районе ее полюсов, удалось обнаружить минимум пять точек "вечной мерзлоты" с водяными колодцами, где можно обустраивать будущие базы. Воды там - залейся: в среднем 10 процентов на тонну лунного грунта. Можно сказать, что одно из главных препятствий для освоения нашего спутника снимается.

Сейчас российские ученые решают новые задачи, их техника по поиску воды будет установлена на американском марсоходе, а также на отечественном аппарате "Фобос-Грунт", который должен отправиться к спутнику Красной планеты. Казалось бы, на фоне многих молодых российских ученых научная жизнь Максима Мокроусова и Антона Санина складывается очень удачно.

- У нас высокие зарплаты, а главное, мы востребованы, - соглашается Максим. - Но молодым нужна перспектива не на год-два, а на будущее. Увы, у России нет национальной программы освоения дальнего космоса. Пока это лишь разовые акции, скажем, проекты "Фобос-Грунт" или "Луна-ресурс". А нужен заказ сверху, от государства, которое должно четко сказать, что ему нужно от космонавтики. И объяснить эти задачи народу, чтобы ему было ясно, куда и зачем будут потрачены большие деньги. Собственно об этом я и говорил на встрече лауреатов премии с президентом нашей страны.