16.02.2011 06:25
    Поделиться

    Приамурский город угольщиков потерял былую славу и надежду на возрождение

    За постсоветское время в городе Райчихинске сменилось четыре мэра. Один из них сегодня пенсионер, живет в роскошном трехсотметровом коттедже, за забором у городской милиции. Другой был отрешен от должности городским референдумом. Третий проиграл выборы и уехал в Благовещенск.

    Деталь, говорящая сама за себя: ни один из детей всех, бывших и сегодняшнего, градоначальников не живет в Райчихинске. Они выбрали иную долю...

    На въезде, у самой городской окраины, жизнеутверждающая вывеска: "Райчихинск - город угольщиков". Его главная улица носит имя Победы и застроена в основном двухэтажными "сталинками", которые еще после той самой Великой Победы построили пленные японцы. Редкие светофоры, видавшие жизнь иномарки, малолюдье куцых тротуаров.

    Уголь ушел - люди остались

    Примерно восемьдесят лет назад в этих краях разведали большие залежи бурого угля, пласты которого выходили своей толщиной едва ли не на поверхность земли. Райчихинск снискал тогда славу города-труженика. Он давал рекордное для страны количество угля: четырнадцать миллионов тонн в год. Объединение "Дальвостуголь" гремело на всю страну.

    Его рабочие были бессменными делегатами партийных съездов и депутатами верховных советов. Шестеро шахтеров были удостоены звания Героя Социалистического Труда - это тоже абсолютный рекорд того времени для города с населением в 40 тысяч человек.

    В городе работала мебельная фабрика. А еще работал стекольный завод, дававший стране оконное стекло, водочную бутылку и граненые стаканы...

    Сейчас уголь ушел - люди остались.

    А город, в названии которого слово "рай", получил унылую приставку "моно". А также чехарду быстро меняющейся местной власти и ворох заверений о том, что скоро его экономика выкупается в глубоких федеральных программах.

    Растерзанное городское ЖКХ, неплатежи и амбиции "отцов-командиров" привели город к полному энергетическому коллапсу. Буржуйки в окнах многоэтажных домов стали привычной реальностью жизни.

    В городе закрылись практически все производственные предприятия, за исключением угольного разреза, сильно сузившегося и реформированного. Легендарное объединение "Дальвостуголь" сменило вывеску, стало частной структурой, теперь на его офисе новая вывеска: "Амурский уголь"..

    По оценкам специалистов, запасов угля осталось максимум на десять лет. Из десяти тысяч работавших прежде на этом градообразующем предприятии, сегодня трудится менее двух тысяч человек. А трудоспособного населения в Райчихинске больше 15 000. Работы в городе- минимум. Большая часть трудоспособных кочует по так называемым вахтам, зарабатывая на жизнь за сотни километров от дома и неделями не видя семьи.

    Из шести городских школ четыре перешагнули шестидесятилетний возраст. Их стены и окна давно нуждаются в капитальном ремонте. Правда, в минувшем году здесь неспешно начали осваивать федеральные деньги на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Снесли несколько полуземлянок, полубараков - народ переселили в две реконструируемые пятиэтажки.

    Жилищный фонд в Райчихинске похож на городскую нищенку. Стар, обтрепан и изношен. В городе практически полностью разрушено газовое хозяйство. Жители готовят еду на электроплитках, правда, платят за электроэнергию по тарифу газифицированного дома.

    - Больше всего в прокуратуру поступает жалоб, связанных именно с вопросами полуживой системы ЖКХ. В прошлом году таких обращений было более двухсот, - говорит городской прокурор Александр Порохов.

    Не все по плану

    - Мы вошли в федеральную программу развития моногорода и защитили восемнадцать пунктов из тридцати трех. Этот очень хороший результат, - рассуждает Виктор Шепель, заместитель мэра по экономическому развитию.

    Главным проектом здесь считают возрождение стекольного производства. Геологи подтверждают, что залежей кварцевых песков в окрестностях хватит на триста лет интенсивной работы. Власти ищут инвестора. Сюда приезжали десятки китайских делегаций, присматривались, даже брали пробы кварцевого песка. Но по инвестициям пока тишина. Полная.

    Кроме того, городские власти бодро рапортуют, что в скором времени будет построен ультрасовременный модуль по переработке молока. Это даст несколько десятков рабочих мест и расширит ассортимент молочной продукции. Но молочное животноводство на юго-востоке Приамурья ликвидировано как отрасль. В ближайших с Райчихинском районах нет ни одной мало-мальски мычащей молочной фермы.

    - Открыли дом инвалидов и престарелых. Тоже дополнительные рабочие места, - продолжает Шепель.

    Но дом инвалидов и престарелых по определению никогда не сможет быть "паровозом" экономики. Это - "социалка", живущая на бюджетные деньги.

    В минувшем году по Федеральной программе модернизации здравоохранения в городе построили сосудистый центр по лечению инсультов и инфарктов. Начинили его ультрасовременным и невиданным доселе в этих краях медицинским оборудованием.

    - В этом замечательном центре нехватка специалистов более шестидесяти процентов, работать некому, - грустно вздыхает главный врач городской больницы Сергей Гуркин.

    Чем можно заманить квалифицированного доктора в этот городок? Только хорошей зарплатой и приличными жилищными условиями. Ничего этого нет. Только в этом году власти планируют начать строительство восьмиквартирного жилого дома для медицинских работников.

    Консолидированный кошелек городского бюджета на этот год составит 580 миллионов рублей, собственных доходов из этой суммы - половина.

    - Это очень мало для нас: чтобы сносно жить, нужно не менее миллиарда в год, - говорит мэр Владимир Шумилов.

    20 процентов городского кошелька составляют отчисления "Амурского угля". А третьим по значимости плательщиком налогов здесь называют местный погранотряд! Сильная политэкономия.

    Тапочки на перспективу

    ..Тем временем сидящие у скудного бюджетного пирога продолжают неустанную борьбу за его распределение. Она приняла в Райчихинске затяжной характер. Весь 2009 год городской совет и мэрия находились в состоянии вражды, ни о какой конструктивной работе на благо города и речи быть не могло. Председатель городского совета Татьяна Шевченко писала во все инстанции просьбы об отставке мэра Шумилова. "Я пыталась проверить муниципальную собственность, но мне не дали"...

    Последнее десятилетие городская власть все силы кидала на "реформирование" городского ЖКХ. Городскую "коммуналку" банкротили почти ежегодно. Нет предприятия, нет проблемы. Нет ни долгов, ни денег.

    Минувшей осенью депутаты пытались устраивать рейды по котельным, но их оттуда гнали. Результатом последней "драчки" стала отставка руководителя городского совета...

    Недавно местная власть издала тиражом в 100 экземпляров газету, в которой мелким шрифтом написаны десятки пунктов инвестиционной модернизации моногорода. Большинство из них так и останутся очередным бойким рапортом чиновников. Больше всего лично меня умилило решение о реконструкции "покойной" обувной фабрики. Цена вопроса возобновленного пошива суконных тапочек "всего" 540 миллионов рублей. Правда, как обычно, инвестор еще не определен. Знакомая история.

    - Город выживает, а не живет, - печально взмахнув рукой, говорит Андрей Тягло, депутат Райчихинского городского Совета, председатель депутатского комитета по собственности, экономики и жизнедеятельности.- Такое чувство, что город тяжело болен. Он болен равнодушием и унынием. А как его лечить, никто не знает. При первой возможности большинство жителей уедут отсюда...

    Поделиться