Новоиерусалимский монастырь атаковали строители и реставраторы: на его обновление государством выделено 25 миллиардов рублей.
Вместе с восстановлением монастыря начнется новая жизнь и у Историко-архитектурного и художественного музея, который находится на его территории.
Для него построят новое здание неподалеку. Как эти перспективы оценивают сотрудники музея? Об этом мы говорим с его директором Натальей Абакумовой.
Наталья Абакумова: Мы знаем, что принято постановление правительства о полном выводе музея "Новый Иерусалим" с территории Воскресенского Новоиерусалимского монастыря до конца 2012 года. В связи с этим вопросом, который был поставлен достаточно жестко, правительство Московской области приняло целевую областную программу о строительстве нового музейного комплекса. Он находится в непосредственной близи от Нового Иерусалима. Думаю, что это будет исторически верно, чтобы в перспективе ансамбль Новоиерусалимского монастыря с прилегающей территорией и наш музей продолжили те традиции соработничества, которые у них есть, чтобы это был единый духовный и культурный комплекс. Я отношусь к вопросу передачи церкви зданий музеев, которые находятся в монастырях, с большой осторожностью, потому что понимаю, как трудно все накопленное сохранять. И вопрос даже не в том, где иконы должны быть выставлены. Не хочу сказать, что в музее все идеально, но есть налаженный процесс сохранения и реставрации памятников архитектуры. Если же все будет передано монастырям, надо организовывать федеральный совет по реставрации. Как культура, так и русская православная церковь ответственны за процесс передачи перед обществом и перед будущими поколениями.
Российская газета: Музею недавно исполнилось 90 лет. Наверняка подготовлена новая экспозиция. Если к вам заглянут президент с патриархом, которых ждут на стройплощадке монастыря, что прежде всего им покажете?
Абакумова: Самое ценное, с нашей точки зрения, личные вещи патриарха Никона. Во-первых, это прижизненный его парадный портрет, парсуна Никона с клиром. Вообще портретная живопись в тот период XVII века явление уникальное. Этот портрет сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, потому что парсуна находилась в соборе. Она долго реставрировалась, сейчас представлена в залах музея. Другие личные вещи, которые сопутствовали патриарху в течение многих лет. Это его панагия, четки, предметы, которые попали в музей в 30-е годы после вскрытия гробницы патриарха. Помимо этого показала бы вкладные вещи представителей Дома Романовых в Новоиерусалимский монастырь, в частности вкладные вещи Татьяны Михайловны Романовой, Алексея Михайловича Романова. Наиболее интересные предметы, которые были выполнены специально для Воскресенского собора, это дарохранительница, сделанная по рисункам и эскизам архитекторов Казакова, Бланка и Витберга.
РГ: Туристы не пострадают из-за переноса музея?
Абакумова: Будущее покажет, на сегодня интерес к этому месту, и к монастырю как церковному православному центру, и к музею, его опыту, его коллекции, огромный. В музее большой фонд хранения. Около 170 тысяч единиц. Выставлено только два процента экспонатов. Наши искусствоведы сумели собрать Зверева, Грасицкого, Волкова. Эта современная коллекция требует стационарной экспозиции, и в новом здании все будет выставлено.
Фото: РИА Новости