Сейчас органы государственной власти края заняты планомерной работой по выводу экономики региона на докризисный уровень и дальнейшему движению вперед.
Мы отчетливо осознаем, что никаких экономических чудес в обозримом будущем не предвидится и нужно рассчитывать только на свои силы.
Не стану долго рассуждать о роли и месте Законодательного собрания в жизни края - лучше расскажу о наших конкретных делах.
Депутатский корпус в Красноярье играет важную, а порой и определяющую роль в выработке стратегических решений в области экономической и бюджетной политики. Весной 2009 года мы по-деловому провели съезд депутатов края. Состоялся откровенный разговор, главным итогом которого стал радикальный пересмотр регионального бюджета, первоначально излишне оптимистичного. Обновленный вариант основного финансового документа удалось исполнить на хорошем уровне. Считаные месяцы понадобились нам для того, чтобы понять кризисные явления и просчитать перспективы до конца финансового года.
В целом наши ожидания оправдались. В первую очередь это свидетельствует о качественной работе экономического блока - как в правительстве, так и в Законодательном собрании края.
К началу 2010 года пришло единое понимание того, как дальше жить, что финансировать в обязательном порядке, а от чего отказаться. Первоначальный вариант краевого бюджета, внесенный исполнительной властью, предусматривал существенное сокращение мер социальной поддержки жителей края. Большинство депутатов посчитало неприемлемым такой подход.
Мы дополнительно предусмотрели 2,7 миллиарда рублей, которые равными частями были направлены на увеличение социальной составляющей и на поддержку экономики. За те два месяца, что бюджет находился в стенах Законодательного собрания, была проделана колоссальная работа. Объем расходов возрос почти на 4,7 миллиарда рублей, и бюджет - редкий случай! - депутаты приняли единогласно, несмотря на различие политических взглядов, личных позиций и приоритетов.
Очень трудной была работа над бюджетом на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов. Депутаты побывали во многих территориях края, провели всестороннее обсуждение важнейшего документа. Нам удалось, не наращивая госдолг края и дефицит, найти внутри бюджета средства на индексацию социальных выплат и пособий. В целом, благодаря поправкам депутатов, ко второму чтению дополнительно появилось около двух миллиардов рублей.
Отличительной особенностью краевого парламента является свобода мнений в широком диапазоне в сочетании с высоким уровнем единства. Острые дискуссии не мешают выработке консолидированной позиции, и тогда мы действуем как одна партия - партия красноярцев. Это при том, что состав Законодательного собрания, в который после объединения Красноярского края входят 52 депутата, разнопартийный.
Нередко фракции принципиально подходят к тем или иным вопросам, в том числе к принятию бюджета. Но при всей разноголосице мнений за последние годы в региональном парламенте сформировался особый климат доверия. Нашим депутатам не свойственно политиканство, и это главное.
Сказанное в полной мере относится и к взаимоотношениям депутатов с исполнительной властью. Мы стараемся работать конструктивно, искать гармоничные решения. Но гармония и походы строем - это разные вещи. Порой бурные обсуждения злободневной проблемы на выходе дают качественный продукт.
Острой темой стала реализация в крае ряда инвестиционных проектов, а точнее, срыв проектных работ по ледовому дворцу и онкологическому центру в Красноярске. Этот вопрос нелицеприятно обсуждался на заседаниях комитетов и на сессиях Законодательного собрания. С одной стороны, много проблем обусловлено несовершенством порядка проведения конкурсов и аукционов. Федеральный закон N 94-ФЗ сейчас не критикует только ленивый. Но с другой стороны, не всегда на должном уровне находится исполнительская дисциплина в региональном правительстве. Персональная ответственность и жесткий контроль должны быть во главе угла.
О принципиальной позиции депутатов наглядно свидетельствуют и проведенные в прошлом году публичные слушания, посвященные намечавшемуся строительству Эвенкийской ГЭС. Подавляющее большинство их участников пришло к выводу, что степень экономического, технического и экологического обоснования этого проекта явно не соответствует масштабу планов.
Правительство РФ внимательно отнеслось к мнению красноярцев. В план развития российской энергетики до 2030 года строительство Эвенкийской ГЭС решено не включать.
2010 год в Красноярском крае был объявлен Годом сельского труженика - верное идеологическое решение. Наши крестьяне собирают рекордные урожаи, но по большому счету им лучше жить не становится. Нужно "отшлифовать" систему господдержки селян, которая в денежном выражении и в 2011 году сохранится в полном объеме. Нельзя помогать только лидерам - поддерживать нужно и тех, кто хочет ими стать.
Сегодня в некоторых сферах от Федерации зависит многое, если не все.
Возьмем запуск Ванкорского нефтяного месторождения - событие, безусловно, позитивное. Но вот принимается решение об отмене льготных таможенных пошлин на нефть Восточной Сибири - и в бюджете Красноярского края на 2011 год образуется брешь в десяток миллиардов рублей.
Уверен: для того чтобы край мог планировать свое развитие, необходимо более справедливое распределение средств между центром и регионами.
Было бы логично дать возможность субъектам РФ, обеспечивающим валютные поступления в казну, планировать свое будущее в расчете на твердые и солидные финансовые поступления от освоения месторождений, которые находятся на их территории. Как известно, более 60 процентов валютных поступлений нашей страны имеет своим источником сибирские регионы.
Тезис о том, что могущество России будет прирастать этими территориями, и сегодня не утратил актуальности. Для реализации огромного потенциала Сибири нужен государственный ум, политическая воля и продуманные решения.