16.02.2011 00:30
    Поделиться

    Молитвенные завтраки могут стать частью российской культуры

    Первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин недавно вернулся с такого мероприятия в Вашингтоне. По приезде он рассказал корреспонденту "РГ", что происходило на этом завтраке и почему такой формат общения политиков необходим России.

    Российская газета: Что же все-таки такое молитвенный завтрак?

    Александр Торшин: Молитвенные завтраки в США проходят ежегодно каждый первый четверг февраля. Всего их было уже 59. Организаторами завтрака являются не религиозные, а политические американские организации, члены Конгресса. Завтраки начинаются с молитвы, а затем происходит обмен мнениями для решения текущих вопросов вне стен парламента. На таких мероприятиях выступает президент Соединенных Штатов. Приглашается более трех тысяч человек, в том числе гости из-за рубежа. От России на нынешнем завтраке присутствовали сенатор Михаил Маргелов и я.

    Идея молитвенного завтрака - мир и согласие элит. Американцы показывают, что у них могут быть разные политические взгляды, но у них всех общий Бог. И именно общая молитва, в которой принимают участие все присутствующие, и является связующим звеном яростных политических противников Америки. Без молитвы получилось бы совещание или конференция, но никак не доверительное общение.

    РГ: Чем отличаются молитвенные завтраки у президента Барака Обамы и Джорджа Буша?

    Торшин: Атмосфера на завтраках Буша и Обамы отличается кардинально. Даже публика разная. Это разные тусовки, и энергетика передается залу также разная. Если смотреть, как публика ведет себя при Буше, это пивной бар, при Обаме - это степенный ресторан с тихой музыкой. Буш - свой парень, грубоватый, и люди с ним вели себя точно так же. При Буше почти вся администрация сидела в президиуме, у Обамы бросается в глаза отсутствие за главным столом чиновничьей линейки, акцент - на прямую беседу с людьми. Вообще, должен сказать, на нынешнем завтраке царила более спокойная, домашняя обстановка, чем обычно. Разговаривали о жизни, семейных ценностях. Очень понравилось то, что Обама в своей речи дважды упомянул свою супругу, причем оба раза очень уважительно - первый раз сказал, как это она меня терпит до сих пор, а второй - как мне повезло, что у меня такая супруга и что она подарила мне радость отцовства.

    РГ: Нужны ли России такие молитвенные завтраки?

    Торшин: Да, нужны. Я уже не один год пытаюсь организовать нечто подобное. Но проблема заключается в том, что идея проведения в России завтраков того же масштаба обречена на неудачу. В нашей стране слишком много конфессий, которые строго придерживаются своих взглядов на ход молитвы. Не все согласятся молиться одновременно и в одном месте с представителями других религий. Кроме того, молитва в нашей стране обычно не связана с едой.

    У меня сейчас идея: провести в России не молитвенный завтрак, а ужин. И устраивать не грандиозное мероприятие, а небольшую встречу. Постепенно людей на таких молитвенных собраниях будет становиться больше. Но самое главное: от молитвы отказываться нельзя. Она - связующее звено.

    РГ: Но разве привычных форм общения политиков недостаточно?

    Торшин: Проведение молитвенных бесед важно потому, что дает возможность с помощью так называемой мягкой дипломатии способствовать разрешению конфликтов. Для России это очень актуально - есть проблемы, которые надо как-то решать. Национальные молитвенные завтраки могли бы помочь в решении этих проблем. Потому что люди ставили бы на таких встречах веру в Бога выше своих амбиций и с совсем другими ценностями подходили бы к решению конфликтных ситуаций.

    Поделиться