В Беларуси растет покупательский интерес к российским автомобилям
Автомобильный рынок Беларуси переживает этап серьезных перемен, вызванных вступлением страны в Таможенный союз с участием России и Казахстана. Таможенные пошлины на ввоз импортных машин во всех трех странах должны уравняться. Для Беларуси это значит, что платежи возрастут в 7-10 раз. Так уже и произошло в том секторе, где продажи новых авто ведут юридические лица, а проще говоря, дилеры зарубежных концернов. В то же время продажа автотехники, собранной на территории Таможенного союза, может продаваться во всех его странах-участницах беспошлинно. Как новые условия сказываются на сотрудничестве белорусских и российских автомобилестроителей и каковы перспективы? С помощью экспертов Белорусской автомобильной ассоциации корреспондент "СОЮЗа" попробовал найти ответ на эти актуальные для многих вопросы.
- Характерной особенностью рынка Беларуси стало перераспределение покупательского интереса в сторону российских брендов, - расставляет акценты председатель БАА Сергей Михневич. - Продажи новых российских автомобилей возросли в прошлом году через дилерскую сеть на 81 процент! В то же время реализация импортных упала на 45 процентов. В 2009 году ситуация была прямо противоположной. Смена вектора связана, разумеется, с вступлением Беларуси в Таможенный союз. Усиление позиций российских брендов вызвано в первую очередь более доступной ценой и отсутствием таможенных платежей.
Сегодня в Беларуси можно купить через фирменный салон автомобили десятков самых известных в мире марок в сотнях модификаций. Тут и шикарный "Мерседес", и скромный "Хендай". Однако брендами 2010 года, если так можно выразиться, стали "ВАЗ" и "ГАЗ", завоевавшие примерно по 11 с лишним процентов белорусского автомобильного рынка. На пятом месте, пропустив "Фольксваген" и "ДЭУ", значится "УАЗ". Сообща у российской троицы получается 18 процентов. Секрет взрывного роста достаточно прост. В то время как на иномарки ценник в автосалонах существенно подскочил, на российские авто он увеличился незначительно. А поскольку доходы покупателей соответственно ввозным пошлинам на иномарки не возросли, то спрос сместился в сторону относительно недорогих машин. Это касается в первую очередь закупок со стороны бюджетных организаций и прочих юридических лиц, доминирующих сегодня среди клиентов автосалонов. Контролирующие органы в Беларуси особо не позволяют им шиковать за государственный счет.
Вот и вышли в лидеры небольшие, компактные автомобили класса АОО. Это единственный сегмент, продажи в котором в Беларуси возросли, да еще сразу на 28 процентов (в то время как продажи более крупных авто снизились на десятки процентов). А самой популярной легковушкой прошлого года стал "ДЭУ Матиз". Вторая в рейтинге - нестареющая "классика" "ВАЗ-2107". Однако если приплюсовать к ее показателям продажи столь же знаменитой "Нивы", занявшей пятую позицию, то "ВАЗ" окажется самой продаваемой маркой среди легковых автомобилей. Достоин упоминания и белорусско-иранский "Саманд", занявший четвертую позицию. Этот римейк французского "Пежо-405" с вступлением Беларуси в Таможенный союз получает на автосборочном заводе под Минском вторую жизнь. Предполагается, что в этом году там будет налажена сварка и окраска корпусов, а выпуск машин составит 30 тысяч в год. Инвестиции превысят 55 миллионов долларов.
Еще разительнее российское лидерство среди коммерческих авто. Сегмент грузоподъемностью до 3,5 тонны продемонстрировал рост на 31,6 процента - главным образом за счет продукции ГАЗа и УАЗа. Первый из них завоевал без малого 38 процентов рынка, а "Газель", массово используемая в Беларуси как маршрутное такси, стала самой популярной моделью. Вторую строчку занял ульяновский "Фермер". И хотя между российскими брендами вклинился со своими коммерческими авто "Фольксваген", на ГАЗ и УАЗ приходится более половины всех купленных в Беларуси новых коммерческих авто!
Что же ждет в Беларуси потенциальных покупателей новых автомобилей в нынешнем году?
- Определяющим будет решение о выравнивании таможенных пошлин для юридических и физических лиц, - отвечает Сергей Михневич. - Ожидаем, что это произойдет 1 июля 2011 года. Тогда можно будет говорить о скором оживлении рынка в целом и восстановлении докризисных объемов продаж. Относительно устойчивыми будут продажи тех брендов, у которых есть сборочные производства в России и Беларуси. Ведь их машины из-за отсутствия ввозных пошлин дешевле импортных. Так, некоторые дилеры уже договорились о поставках новых автомобилей российской сборки. К примеру, в феврале-марте начнется продажа в Беларуси "Фольксвагена-Поло" седан, выпускаемого в Калуге.
О конкретных цифрах роста продаж новых авто умудренные опытом эксперты говорить не спешат. Да и пристрастия местных автомобилистов, привыкших к широкому разнообразию марок и модификаций, со счетов сбрасывать не стоит. Однако на другой чаше весов также веские аргументы. Так, в России, где заградительные пошлины на подержанные иномарки действуют уже достаточно давно, резко выросли продажи собранных в стране иномарок, благодаря этому общий подъем рынка в 2010 году составил около 30 процентов. Эта тенденция с развитием Таможенного союза распространится и на Беларусь. Здесь к тому же все более реалистичными становятся ставки по банковским кредитам для населения и предприятий. Во многом это заслуга российских банков, активно развивающих свое присутствие в союзной стране.
Наверное, многие в Беларуси с ностальгией будут вспоминать времена, когда можно было относительно недорого купить пусть изрядно подержанную, но еще представительную американскую или европейскую машину. Однако надо учитывать и весомые плюсы, которые получает страна от членства в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве с участием России и Казахстана - беспошлинные нефть и природный газ, свободное перемещение товаров, капиталов и многое другое. В том числе у белорусских предприятий появляется реальная возможность поставлять узлы и детали на сборочные производства известных мировых брендов, создаваемых в России. А заработанные за счет этого средства можно будет потратить на покупку нового авто.