Берлинале начался со средней руки фильма Margin Call о людях на пороге финансового кризиса 2008 года, но выше этой точки пока не поднимался.
Конечно, еще треть конкурсных лент впереди. Но если нечему удивиться, нечего обсуждать и не о чем спорить - конкурс трудно признать полноценным. И так в Берлине уже не впервые.
Были надежды на повторение прошлогоднего чуда. Тогда унылый рейтинг провального конкурса буквально взорвался при появлении нашей картины "Как я провел этим летом": оценки круто взмыли в небеса, жюри воодушевилось и отвалило нам двух "медведей", которых пришлось соображать на троих. Молодой актер Григорий Добрыгин получил свою половину "медведя" аккурат в день рождения, что заставило весь зал петь ему хором Happy birthday to you! Было весело и здорово.
Судя по всему, такое не повторится. Это стало ясно, когда вышли рейтинги журнала Screen International. Критики из Великобритании (Sight & Sound и The Daily Telegraph), Бразилии, Германии и Дании поставили нашему фильму "В субботу" колы, двойку влепил критик из London Evening Standard и есть две тройки, выставленные Film Comment (США) и самим Screen International. Общая оценка - 1,6 балла. То есть второе место снизу мы делим с мексиканской "Премией". Ниже нас - только американский фильм "Взывая к небу" - у него 1,4 балла. А лидирует с 2,6 баллами американский же триллер Margin Call. Но его лидерство более чем относительно: 2,6 - это ниже среднего!
Название Margin Call у нас перевели как "Дополнительный залог", хотя в нем слышатся и побочные, менее специальные смыслы: мол, тревога, мы на краю катастрофы! Картина продолжает традицию "производственных фильмов" - жанра, популярного как в советском кино, так и в Голливуде. Правда, отрекаясь от старого мира, у нас высмеяли и этот жанр, который якобы занят "шестеренками" и не интересуется такими человеческими проявлениями, как любовь. Но вот перед нами очередной голливудский триллер, который сосредоточен на "шестеренках", бешено раскрутившихся в дни финансового кризиса 2008 года. И люди его напряженно смотрят.
Это восемь новелл: восемь служащих крупного нью-йоркского инвестиционного банка пытаются выгрести в нарастающем урагане. Они уже знают, что вот-вот должен разразиться беспрецедентный финансовый кризис, и каждый пытается срочно найти правильное решение, которое позволит устоять. Действие происходит в течение одних суток, и по типу это вариант жанра "фильма катастроф" со всеми его опознавательными знаками. Только потопить мировой финансовый дредноут грозит шторм не реальный, а виртуальный - неслышимые бури в океане денежных потоков.
Режиссер фильма, обозначенный в титрах как Джей Си Чендор, фигура для кино необычная: молодой человек выучился в киношколах Огайо и Нью-Йорка, но в течение 15 лет снимал рекламу, телеконцерты и документальные короткометражки. И вдруг бурно стартовал в игровом кино - написал сценарий "Дополнительного залога", привлек таких звезд, как Кевин Спейси, Джереми Айронс, Пол Беттани, Стэнли Туччи, Закари Кинто и Деми Мур, и со своим дебютом немедленно оказался среди претендентов на "Золотого медведя". Вслед за фильмом "Мне бы в небо" Джейсона Райтмана новая лента демонстрирует завидную способность американских "независимых" оперативно реагировать на потрясения мира, показывая, как они отзываются в рядовых судьбах. И ракурс взгляда неизменно конструктивный: человек в борьбе с обстоятельствами пытается найти выход из безвыходного положения, причем актеры четко понимают, что в действиях героев нормально и законно, а что - аморально.
Дебютантка в кинорежиссуре Паула Маркович сделала фильм "Премия" в Мексике, а детство провела в Аргентине, где в 70-е годы царила диктатура военной хунты. "Премия" - сублимация ее детских воспоминаний, точнее, ощущений ее детства: неприветливые пески пустынного пляжа, волны, захлестывающие лачугу, где живут мама с семилетней дочкой, вечное раздраженное молчание мамы, ее нервозность, отчужденность. Они спасаются от чего-то, они вынуждены таиться от людей, и девочке запрещено рассказывать о себе школьным подругам. Они живут двойной жизнью - по обрывочным фразам можно понять, что отца преследуют власти, и неизвестно, жив ли он, зато известно, что кузина матери - пианистка - убита военными.
Фильм развивается медленно, это "фильм ощущений", режиссер Паула Маркович пытается их воскресить в памяти подробно, растягивая мгновения, - так, чтобы пробудить, заново пережить свое прифронтовое детство. Далеко не все в кинозале готовы разделить это ее желание, фильм идет под аккомпанемент шагов уходящих зрителей. Зато те, кто остались, оценят меру искренности и боли, которые продиктовали картину, кадр за кадром, ее автору. Это фильм, который Паула Маркович, по-видимому, не могла не снять - ей нужно было освободиться от тягостного груза. От пережитого ею стыда за премию, полученную от военной хунты.
В школе шел внедренный хунтой "урок патриотизма". И было задание детям написать сочинение об армии. И семилетняя Сесиль написала о том, как армия убила ее папу. Узнав об этом, мама стала умолять учительницу позволить дочке переписать сочинение так, как надо. И это переписанное сочинение заслужило армейскую премию, которая все эти годы жгла руки Пауле Маркович. Это для нее фильм из разряда "не могу молчать". Это ее плевок в лицо военщине, которая под флагом защиты народов их порабощает и унижает.
Оживленней идут дела во внеконкурсных показах. Много разговоров о новом прорыве в области 3D-технологий: фильме Вима Вендерса "Пина". Картина посвящена выдающейся немецкой танцовщице и хореографу Пине Бауш.
История фильма полна роковых событий. Она стартовала в 1985-м, когда Вим Вендерс увидел поставленный Пиной Бауш балет "Кафе Мюллер". Тогда началась дружба режиссера и хореографа, тогда же родилась идея фильма об искусстве Пины Бауш. Как часто бывает, идея пролежала много лет. И вот время пришло: Вендерс увлекся новыми 3D-технологиями, опробовал их в фильме о группе U2 и решил, что хорошо бы сделать картину о театре Пины Бауш. Так в 2008 году мечта стала воплощаться в кинопроект. Вендерс с Пиной Бауш отобрали хореографический материал, началась подготовка к съемкам. Но за два дня до начала съемок пришло известие о смерти 68-летней Пины Бауш. Это стало для Вендерса шоком: он потерял не только друга, но и мечту, которой отдал столько энергии. Проект был похоронен. Но потом режиссер решил все же довести его до конца - снять картину уже не с Пиной Бауш, но в ее память.
Так возник необычный фильм, поражающий изощренными визуальными и пластическими решениями, с удивительно тактичным, осмысленным и эффективным использованием трехмерной съемки. В картину вошли материалы балетов "Кафе Мюллер", "Весна священная", "Полнолуние" и "Контактхоф", архивные съемки, запечатлевшие Пину Бауш в работе, и сольные номера ее лучших танцовщиков. В этих соло Вендерс использовал изобретенный Пиной Бауш метод, когда хореограф пластически изображал вопрос, а танцовщик так же пластически импровизировал ответ. И вот теперь в фильме режиссер предлагает танцовщикам выразить в пластике их представление о Пине Бауш, их глубоко интимные ощущения ее искусства.
Вендерс явно увлечен новым средством киноязыка. "Объем" у него стал способом выразить особенности стиля Пины Бауш, которая тоже стремилась разрушить пространственные границы между танцовщиком и зрителем. Фильм "Пина" квалифицируется как первая артхаусная лента, снятая в 3D.