03.03.2011 00:47
    Поделиться

    Сергей Катырин: Государство должно регулировать сам процесс ценообразования

    Предприниматели готовы вместе с государством бороться с подорожанием продуктов

    Бизнес намерен предложить власти разработать концепцию государственной политики цен. И на законодательном уровне поставить барьеры для необоснованного резкого подорожания товаров в России.

    Не исключено, что этот вопрос будут обсуждать на VI съезде Торгово-промышленной палаты РФ, который пройдет завтра в Москве. На форуме также будет избран новый глава ТПП. Перед такими событиями принято подводить итоги уже проделанной работы и определять приоритеты организации на будущее. Сегодня мы это делаем вместе с вице-президентом ТПП РФ Сергеем Катыриным.

    Российская газета: Накануне съезда президент ТПП Евгений Примаков объявил, что не будет баллотироваться на свой пост. Многие эксперты расценивают это как уход с политической арены самой палаты. Вы этого не боитесь?

    Сергей Катырин: Конечно, такой лидер, как Евгений Максимович, настоящий подарок судьбы. Но кто бы ни руководил ТПП после него, самое главное - существует хорошо налаженная, работающая система. Есть закон о ТПП, действуют 174 территориальные палаты. И основная часть работы сосредоточена именно на местах.

    РГ: В предварительных документах к съезду говорится о подготовке концепции госполитики цен. О чем идет речь?

    Катырин: Это один из самых принципиальных и одновременно сложных вопросов. Мы подступились к нему, когда стали разбираться, по каким принципам формируются тарифы на электричество, газ, перевозки. Их ежегодное повышение очень чувствительно для бизнеса, а поскольку в конечном итоге издержки закладываются в цену товара, то страдает и потребитель.

    Но проблема, как оказалось, не только в тарифах, а в балансе цен вообще. Они сегодня не отражают истинное положение дел с затратами, себестоимостью. И вносят серьезную диспропорцию в развитие экономики. Мы привлекли к работе над этой темой ученых из Российской академии наук, других экспертов. И пришли к выводу, что нужна концепция госполитики цен, где бы на законодательном уровне были поставлены барьеры для их необоснованного раздувания.

    РГ: Государство будет диктовать цены? Достаточно странное предложение, если учесть, что исходит оно от бизнеса.

    Катырин: Нет, диктовать государство ничего не будет. Но оно должно регулировать сам процесс ценообразования - следить, чтобы он был прозрачным и обоснованным.

    Например, у нас от производителя до продавца может выстроиться бесконечная цепочка посредников, никаких ограничений здесь нет. Цена на каждом этапе будет накручиваться, а на самом деле за такой цепочкой нередко стоит одна фирма. В прессе писали, как таким образом шла накрутка цены на тепло. Фирмы-посредники располагались в одной комнате, за соседними столами. Или, скажем, на юге страны существует всего один порт для погрузки зерна - Новороссийский. И, соответственно, он может заломить какую угодно цену, деваться все равно некуда.

    Долгое время считалось, что цены отрегулирует рынок. Но это у него пока не всегда хорошо получается. Да и рынка как такового в некоторых случаях просто-напросто нет. Для того чтобы исправить ситуацию, считаем, необходимо подготовить пакет предложений по ценам, который будет касаться антимонопольного, таможенного, налогового законодательства. Этим мы и намерены заняться в самое ближайшее время.

    РГ: За решение еще каких вопросов ТПП должна взяться сразу после съезда?

    Катырин: Они будут определены на съезде, который примет программу основных направлений деятельности ТПП. Мы предварительно широко обсуждали проект этого документа - разослали его по всем территориальным палатам, ассоциациям, свои предложения дали комитеты ТПП. Основное в нем - участие ТПП в модернизации, в развитии инновационной экономики.

    РГ: И какой будет в этом роль палаты?

    Катырин: Здесь два направления. Первое - помощь и поддержка территориальных палат предприятиям, продвижению прорывных разработок и их внедрению в производство.

    Второе направление - участие в законотворческой работе, чем занимаются наши комитеты. Сегодня законодательство не стимулирует бизнес к тому, чтобы он тратил деньги на инновации. Приведу такие цифры. В 2009 году Россия вложила в НИОКРы больше бюджетных денег, чем США. Но если взять средства бизнеса, то мы отстаем в несколько раз. Значит, надо думать о перенастройке налоговой системы, чтобы были преференции для тех, кто вкладывается в разработки. Надо предусмотреть систему льгот для предприятий, работающих в фармакологии, программном обеспечении, по другим перспективным направлениям.

    Или взять проблему спроса на инновации. В значительной степени его должно создавать государство. Но существующий закон о госзакупках не только не стимулирует, он препятствует продвижению новой продукции. Почему? Потому что главным критерием при определении победителя в тендере является цена товара. А инновационный продукт по определению не может быть дешевле, чем старые образцы.

    РГ: Сейчас остро стоит вопрос привлечения в страну прямых иностранных инвестиций. ТПП здесь может быть полезна?

    Катырин: Безусловно. У нас ведь существует собственный загранаппарат. В 16 государствах работают представительства ТПП. Создано 64 двусторонних "деловых советов" с бизнесменами разных государств. Это мощная сила. Через них и представительства мы формируем положительный имидж нашей страны в глазах иностранцев, разъясняем им тонкости законодательства.

    Но заманить иностранцев - это полдела, надо еще сделать так, чтобы, приехав в Россию, они не разочаровались. И здесь центр тяжести перемещается в регионы, где, собственно, и работают инвесторы. Мы считаем, что на месте им могут оказать поддержку наши территориальные палаты - организовать сопровождение инвестпроектов, пройти все бюрократические цепочки. В некоторых палатах это уже делают, например, в Калужской области. Но в целом по стране пока такая работа ведется достаточно фрагментарно. А надо сделать ее системной.

    РГ: Какая проблема для бизнеса сейчас самая "больная"?

    Катырин: Повышение страховых платежей в соцфонды. Это серьезное увеличение налоговой нагрузки, и оно особенно ощутимо для малого и среднего бизнеса. Наши социологические срезы показывают: есть серьезные опасения, что в результате многие малые предприятия просто уйдут в тень, а вместо увеличения сборов от налогов мы можем получить их уменьшение.

    Как известно, председатель правительства дал поручение минэкономразвития совместно с двумя министерствами подготовить предложения, как можно снизить негатив от увеличения страховых платежей и чем заменить выпадающие доходы. Поэтому мы надеемся, что тема окончательно не закрыта, решение может быть откорректировано. Когда появятся предложения минэкономразвития, готовы подключиться к их обсуждению и, если понадобится, к доработке.

    РГ: ТПП тесно сотрудничает с госорганами. Какие совместные проекты были самыми удачными?

    Катырин: Прежде всего принятие закона, который ограничил количество проверок малого бизнеса и ввел норму согласовывать внеплановые проверки с прокуратурой.

    Для того чтобы как следует отладить механизм его работы, мы подписали соглашение с Генпрокуратурой, в большинстве регионов есть такие же соглашения с органами прокуратуры на местах. Если бизнес начинают давить внеплановыми проверками, мы тут же обращаемся в органы прокуратуры. В прошлом году они почти вполовину урезали количество желающих провести внеплановые проверки.

    Еще один важный шаг - совместная работа с минэкономразвития по оценке регулирующего воздействия. В министерстве создан специальный департамент, он присылает нам для анализа проекты законов, а затем обобщает замечания ТПП и других бизнес-объединений. За полгода мы подготовили заключения на 50 законопроектов и технических регламентов. То есть нам удается работать на опережение, отслеживать рождение и прохождение важных для бизнеса инициатив на этапе их ведомственной проработки и экспертизы.

    РГ: К каким законопроектам у вас было больше претензий?

    Катырин: Я бы не стал выделять какие-то законы. У нашего законодательства есть одна главная болезнь - большое количество отсылочных норм. Такая нечеткость законов затрудняет их исполнение. И создает питательную среду для коррупции.

    Но здесь важны не только федеральные, но и региональные законы. И мы сейчас собираемся развернуть работу и на местах. Этим уже достаточно плотно занимаются 20 палат. Непростая работа. Нужно найти понимание в законодательном собрании, у губернатора. Но, я думаю, мы сможем отладить такой механизм по всей стране.

    Справка "РГ"

    Членами ТПП РФ являются 48 тысяч предприятий и организаций. В нее входят более 200 отраслевых союзов и ассоциаций федерального уровня, около 500 региональных союзов. Услугами ТПП ежегодно пользуется более 300 тысяч предприятий. Палата охватывает сотни тысяч предпринимателей.

    Поделиться