10.03.2011 00:34
    Поделиться

    Арбитраж Приморского края вынес решение по нашумевшему делу "УФАС против ГИБДД"

    Накануне арбитраж Приморского края вынес решение по нашумевшему делу "УФАС против ГИБДД".

    Две государственные структуры выясняли принципиальный для потенциальных водителей и доброго десятка городских автошкол вопрос: может ли ГИБДД давать автошколам квоту на количество учащихся, сдающих экзамен на получение водительского удостоверения. Суд постановил: может.

    Эта история началась почти год назад. 1 апреля 2010 года местное отделение ГИБДД заявило о том, что с этого момента каждая из автошкол, независимо от количества обучающихся, может отправить на экзамен не более трех десятков человек. Свое постановление ведомство объяснило нехваткой кадров после сокращения.

    В результате нововведения очередь в ГИБДД растянулась на месяцы, небольшие автошколы с числом учеников меньше установленной квоты начали торговать местами, курсанты отправлялись за правами в соседний Хабаровский край или покупали права на "черном рынке". ("РГ" от 30.12.2010 года).

    - После нового года самостоятельно записываться на экзамен в ГИБДД стали все курсанты. А посреднические и консультационные услуги, которые сводятся к организации экзамена, взял на себя некий индивидуальный предприниматель, естественно, за отдельные деньги, - разводит руками председатель правления некоммерческой организации "Приморская ассоциация автомобильных школ" Александр Николаев. - С одной стороны, нам стало проще - не нужно больше беспокоиться о том, как выпускники будут сдавать экзамены. Но с другой - это положение вещей не устраивает тех обучающихся, кто хочет получать комплексную услугу.

    - Решение ГИБДД поставило мелкие и крупные автошколы в заведомо неравные дискриминационные условия, создало необоснованные препятствия их деятельности и сформировало условия для проявления коррупционных действий, - озвучила корреспонденту "РГ" позицию антимонопольного органа главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти территориального управления ФАС России Вера Самсонова.

    В июле прошлого года УФАС вынесло ГИБДД постановление с требованием прекратить нарушения. В ответ инспекция обратилась в арбитражный суд.

    В феврале 2011 года вынесли решение по делу. Суд не нашел нарушений антимонопольного законодательства в действиях ГИБДД,

    "Допуск к сдаче экзаменов в ГИБДД не входит в компетенцию автошкол. К видам деятельности, осуществляемым автошколами, в соответствии с выданными им лицензиями, относятся только образовательные услуги, а не оказание гражданам помощи в сдаче экзаменов в ГИБДД", - говорится в решении суда.

    - Однако нормативных актов, запрещающих автошколам оказывать помощь в организации сдачи экзаменов, тоже нет, - замечает Вера Самсонова. - Поэтому граждане сами должны выбирать, как им действовать. Сейчас за гражданина решает ГИБДД, и автошколы ограничены в праве оказывать услугу своим курсантам по организации сдачи ими экзамена.

    "Стремление УФАС воздействовать на органы ГИБДД путем выдачи предписания о приеме экзаменов у граждан в установленные законодательством сроки можно расценить как направленное на защиту интересов граждан, прошедших обучение в автошколах, однако этот вопрос не имеет отношения к компетенции антимонопольных органов и к нарушению антимонопольного законодательства", - говорится в решении суда.

    - Мы хотим отметить, что предписание Приморского УФАС направлено на защиту интересов автошкол, которые непосредственно затрагивают права и законные интересы граждан, - объясняют в УФАС.

    Точка в этом деле пока не поставлена: "Свою правоту мы будем доказывать в вышестоящих судебных инстанциях", - обещают антимонопольщики.

    Остается отметить, что квотирование учащихся - абсолютное "ноу-хау" Приморского ГИБДД. Подобной ситуации нет больше ни в одном регионе страны.

    Дословно

    Сергей Чумаков, председатель арбитражного суда Приморского края:

    - Из дела ясно, что ГИБДД допустило ограничение в приеме экзаменов по одной простой причине - работники ГИБДД физически не имеют возможности в течение рабочего дня принять такое количество экзаменующихся. Существуют нормативы на одного проверяющего, и инспектор не имеет права сократить время, отведенное на каждого сдающего экзамен. Судья подошла к вынесению решения исключительно с точки зрения закона. Тем не менее она увидела проблему, которая заключается во взаимодействии ГИБДД с гражданами. Проблема действительно есть, но чтобы ее решить, необходимо искать другой путь. Возможно, здесь может помочь прокуратура.

    Поделиться