В Японии считают, что катаклизмы никак не отразятся на поставках автомобилей в Россию
Японские автозаводы приостановили свою работу. Как это отразится на поставках японской автотехники? Чего стоит опасаться тем, кто предпочитает подержанные японские автомобили?
Как выясняется, даже такая серьезная катастрофа отечественный авторынок практически никак не затронет.
Да, свои производства остановили крупнейшие автопроизводители Японии. Однако причина этой остановки не в том, что заводы пострадали во время землетрясения и цунами, а в необходимости ограничить потребление электроэнергии.
Пока рано говорить, когда производство снова будет запущено. Nissan, Toyota и Mitsubishi планируют сделать это уже в среду, если позволят обстоятельства. Honda собирается начать производство не ранее понедельника, при тех же условиях.
Конечно, остановка предприятий - это большой удар по экономике Японии. Но не критичный. Хотя у заводов есть и прямые потери. Так, например, несколько тысяч новых автомобилей марок Nissan и Infiniti, уже готовых к экспорту, смыло цунами. Они должны были отправиться в дилерские центры Японии и США. Из 2300 автомобилей, 1300 моделей Infiniti были припаркованы в прибрежных зонах отправки. Пострадали также и спортивные Nissan 370Z.
В Honda считают, что катаклизмы в Японии никак не отразятся на поставках автомобилей в Россию. Из всего модельного ряда на островах собирается только Accord. Этих автомобилей есть запас на два месяца. В крайнем случае их производство будет перенесено на другие заводы, расположенные в Европе. Всего недособрано осталось 16 тысяч авто. При реализации по миру трех миллионов автомобилей - это капля в море.
В компании Nissan к прогнозам отнеслись более осторожно. Пока непонятно, как будет складываться ситуация. На одном сборочном заводе и на заводе по производству двигателей запуск производства уже перенесли на пятницу. А далее все будет зависеть от внешних факторов. Впрочем, из поставляемых в Россию Nissan, в Японии собирается только три модели: известный внедорожник Patrol, спортивный GTR и коммерческий пикапчик. GTR продается несколько десятков, Patrol - несколько сотен. Так что из всего объема автомобилей, реализуемого в России - а это около 10 тысяч автомобилей, - эти автомобили занимают около двух процентов. В случае если сохранится проблема с запуском производства, то их сборку можно перенести на другие заводы. В России продаются в основном автомобили, собранные на заводах Европы, Мексики и России.
Представители производителей заверили, что катаклизм в Японии на ценах на автомобили не отразится. Зато рынок подержанных автомобилей уже начал реагировать на случившееся, причем не самым лучшим образом.
На известном на всю страну владивостокском автомобильном рынке "Зеленый угол", где 90 процентов выставленных на продажу машин - "бэушные" японки, сегодня неспокойно. Обсуждая нерадужные перспективы, продавцы переписывают ценники на машинах.
Подержанные автомобили уже подорожали - на 20, 30, 50 тысяч. Автодилеры мотивируют это тем, что их машины "чистые" - то есть не побывавшие в морской воде и не подвергшиеся радиации. В отличие от тех, что вскоре, как они считают, начнут прибывать на рынок Приморья.
- "Утопленницы" к нам обязательно будут поступать. Это мы уже проходили - несколько лет назад после сильного наводнения в Японии. Честные продавцы тогда покупателям проводили что-то вроде ликбеза: как отличить машину, побывавшую под водой, - говорит один из продавцов. - А если еще и радиация... не надо объяснять, чем это чревато?
А на виртуальных авторынках пока затишье. Компании, специализирующиеся на помощи в приобретении японской техники, сообщают, что часть японских партнеров пока не работают из-за стихийного бедствия.
- Одного нашего крупного поставщика просто смыло. Часть интернет-аукционов приостановили продажи, обещают, правда, что ненадолго, - рассказали во владивостокском отделении одной из таких фирм, добавив, что по статистике, конечно очень приблизительной, не работает от 10 до 20 процентов аукционов.
В общем масштабе цифра не так уж и велика. Дело в том, что в Приморье львиная доля автомобилей ввозится из Фусики и Тоямы, которые стихийное бедствие не затронуло.
По словам директора аналитического агентства "АВТОСТАТ" Сергея Целикова, рост цен на бэушные автомобили в такой ситуации был прогнозируемым. Однако продержится он недолго. Ситуация нормализуется, и цены вновь пойдут на спад. Надо учитывать, что эти автомобили из Японии - это машины с правым рулем. Их поставки в результате введения заградительных пошлин сократились на 40 процентов. Сейчас привозят такие машины только под заказ. Так что революции на автомобильном рынке такое подорожание не сделает.
Да, есть риск, что на рынок начнут поступать так называемые "утопленники". Но тоже в единичных экземплярах. Ведь речь опять-таки идет о автомобилях с правым рулем. Одна машина из миллиона - тоже погоды не сделает. Просто покупателям придется быть повнимательнее. К тому же на рынке есть чем заменить японский автопром. Например, обратить внимание на корейцев.
Что касается ситуации с новыми автомобилями, то пока еще рано что-либо утверждать, продолжает Целиков. Но, скорее всего, на поставках новых японских автомобилей в Россию японская катастрофа не скажется. Ни один завод не пострадал. А вот что будет твориться с запасными частями - пока неизвестно. По заводам, производящим автокомпоненты, нет информации.
Как считает заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто, катастрофа не отразится на японском автопроме в России. Он разговаривал со всеми представителями автопроизводителей Страны восходящего солнца.
Заводы остановлены только из-за проблем с электричеством. Но большинство поставляемых в Россию моделей производятся не в Японии, а в Европе, Азии и даже Америке. К тому же все машины, которые поставляются с островов, идут 45 дней. Этого времени вполне хватит, чтобы при возникновении дефицита той или иной модели перенести производство на любой другой материковый завод.