В четверг в Санкт-Петербурге стартуют первые международные соревнования на призы Всероссийской федерации плавания.
Для чего в календарь включили новый турнир и какие еще изменения произошли в подготовке спортсменов, корреспонденту "РГ" рассказал главный тренер сборной Андрей Воронцов.
Российская газета: Андрей Ростиславович, сейчас только самое начало сезона. Ребята, может, не успели отойти от прошлого, а уже снова нужно выступать, бороться?
Андрей Воронцов: Наши пловцы не просто восстановились, они - в хорошей работе. В январе часть команды 20 дней провела на сборе на острове Тенериф. В феврале-марте небольшая группа спортсменов тренировалась в среднегорье в Цахкадзоре, остальные - на подмосковной базе "Озеро Круглое". Однако тренировка тренировкой, а соревнования все же являются одной из основных частей подготовки. Приблизительно в эти сроки вся Европа стартует. Вот и мы спланировали такой турнир. В питерском Центре плавания мы получим ориентир, отметку: в какой точке траектории подготовки к апрельскому чемпионату России находится сборная. Не забывайте, на первенстве страны пройдет отбор на чемпионат мира 2011 года в Шанхае.
Хотя, оговорюсь, у наших гостей из республики Беларусь, Украины, Молдавии, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Эстонии, Литвы и Хорватии будет возможность выполнить отборочные нормативы Международной федерации плавания (ФИНА) именно в Санкт-Петербурге.
РГ: Цифры серьезные?
Воронцов: Те нормативы, которые определила ФИНА, сопоставимы примерно с 45-55 результатом сезона в мире. Это очень далеко от медалей. Поэтому у нас будет свой, национальный критерий. Жизнь заставляет все время повышать планку. Наш вариант - 16-20 результат сезона в мире на 1 ноября 2010 года. Причем эти секунды практически равны олимпийскому нормативу отбора. То есть уже в этом году протестируем российских спортсменов, прикинем, смогут ли они претендовать на путевки на Игры в Лондоне.
РГ: Понятно, что на чемпионате России соберутся все наши пловцы, а кто приедет в Санкт-Петербург?
Воронцов: Это тоже очень важные соревнования. Так что процентов 70 команды там выступит, в том числе и наши лидеры по итогам 2010 года: чемпионы и рекордсмены мира Данила Изотов, Евгений Лагунов, Александр Сухоруков, чемпион Европы и мира Станислав Донец. Будем следить за двукратным бронзовым призером Пекина Аркадием Вятчаниным. Из-за нескольких операций на глазах, он потерял форму, в минувшем сезоне остался без медалей. Но во время сбора в Цахкадзоре прошел специально разработанную программу совершенствования технической подготовленности. Надеюсь, увидеть результаты.
РГ: А как себя чувствует Анастасия Зуева, которая попала в похожую ситуацию из-за травмы спины?
Воронцов: Что касается Зуевой, то она под руководством своего тренера Натальи Козловой тренируется в Пензе. Мы делаем все возможное, чтобы обеспечить качественное подготовку спортсменки к чемпионату России. Еще в сентябре с Настей работал немецкий доктор. Он также приезжал на сбор команды на Тенерифе. Занимался и Зуевой, и другими спортсменами из сборной, которые имели проблемы с опорно-двигательным аппаратом. С этим специалистом у федерации подписан контракт, так что он снова появится в расположении сборной с 10 апреля.
РГ: В питерской заявке нет и некоторых других наших чемпионов. Где и как проходит их подготовка?
Воронцов: Сразу несколько спортсменов сейчас тренируются за границей. Юлия Ефимова плавает в США у Дэвида Сало. Григорий Фалько - в Турции у известного украинского тренера Виктора Турчина. Экс-рекордсмен мира Олег Лисогор - его воспитанник. Евгений Коротышкин и Сергей Фесиков начали свой соревновательный сезон в Италии.
РГ: Раньше мы говорили только об "итальянце" Коротышкине. Теперь "интуристов" стало больше. С чем это связано?
Воронцов: В каждом случае причины разные. Фесиков в течение последних двух лет работал с Сергеем Дойниченковым. У спортсмена были претензии к тренеру по производственной дисциплине. Сергей решил попробовать готовиться в группе итальянского специалиста Андреа ди Нино вместе с Коротышкиным. ВФП оплачивает подготовку спортсмена. В данном случае это оправдано. Раньше у Фесикова не было спарринг-партнеров. А тут он попал в бригаду, где плавают шесть-семь сильных спортсменов. Одно только их присутствие будет способствовать тому, что психологически Сергей мобилизуется на выполнение тренировочных, а потом и соревновательных нагрузок.
Юля Ефимова тоже попросила некоторый отдых от работы со своим тренером Ириной Вятчаниной. К сожалению, мы не смогли найти специалиста по брассу в нашей стране. Тогда решили послать Юлю в Америку. Опять-таки за счет федерации.
А вот Донец и Изотов ездили во Францию вместе со своим наставников Юрием Райхманом. Тренировались совместно с одним из основных соперников Изотова - Яником Аньелем. Думаю, тренировки всем пошли на пользу. Этот опыт мы, возможно, продолжим в будущем.
РГ: Андрей Ростиславович, конечно, федерация оплачивает труд иностранных тренеров. Но они сами в принципе с энтузиазмом соглашаются на работу с российскими пловцами?
Воронцов: Конечно, у них есть энтузиазм. Если взять Дэвида Сало, то он ничего не теряет. Если Юля проплывет хорошо, то это будет его заслуга. Если нет, то у него есть другие сильные спортсменки - Ребекка Сони, Джессика Харди. Многое будет зависеть от самой Юли. Американская система - это когда одновременно в бассейне находятся 30-40 человек. И тренер, естественно, не может уделять внимание каждому из них. В свое время я разговаривал со Светой Карпеевой, которая долгое время тренировалась в США. Передаю нашу беседу: "Света, наверное, тренер с тобой разговаривает далеко не каждый день? - Что вы, не каждую неделю!". Получается, спортсмены тренируют себя сами. Как говорят американцы, важно создать условия, при которых успех будет неизбежен. У Ефимовой там будет много соперниц, с которыми придется состязаться на каждой тренировке. Именно это приносит успех. Американские тренеры, может, не лучше европейских и российских, но сама по себе конкурентная среда - мощный тренировочный инструмент.