Минэкономразвития подготовило поправки в закон о несостоятельности, которые предлагают ввести в российское законодательство специальные положения, регулирующие несостоятельность банкротства членов предпринимательских групп (холдинговых структур). В частности, вводится термин "предпринимательская группа", устанавливаются положения, допускающие подачу в арбитражный суд объединенного заявления должников или кредиторов о банкротстве нескольких должников - членов группы. Помимо этого предусматривается проведение в отношении таких должников единых процедур, применяемых в делах о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и т. д.).
Указанные положения, считают в МЭР, позволят открыть новые возможности для одновременного применения как реабилитационных, так и ликвидационных процедур в отношении нескольких организаций, входящих в группу компаний. Кроме того, введение предлагаемых норм, содержащих критерии для привлечения к субсидиарной ответственности, приведут, по мнению ведомства, к усилению ответственности внутри предпринимательской группы за совершение неправомерных действий, направленных на доведение до банкротства отдельных ее членов.
Эксперты считают, что принятие законопроекта впоследствии может вызвать многочисленные судебные споры. "Полагаю, что его принятие и реализация вызовут многочисленные судебные споры, в том числе споры о подсудности и о переходе всей группы предприятий, признаваемых банкротами, в ту или иную стадию", - отметила Нелли Мандрыкина, руководитель юридического отдела Холдинговой компании "Совтрансавто". - Если идет речь о банкротстве, однозначно положительным моментом являются положения, расширяющие понятие "контролирующее лицо". Однако не представляется целесообразным рассмотрение дел о банкротстве групп в рамках одного производства, за исключением случаев, когда такое заявление подается контролирующим лицом, но, например, по месту нахождения такого лица или в другой четко определенный суд".
Что же касается нового понятия "предпринимательская группа", то, по мнению Семена Эпштейна, управляющего партнера юридического бюро "Падва и Эпштейн", оно может внести дополнительные сложности в правоприменительную практику. Если данное понятие вводится только для целей законодательства о банкротстве, легальное определение должно быть существенно доработано.