Вчера стало известно, что Дмитрий Гаев стал фигурантом уголовного дела.
Официальный представитель Следственного комитета при МВД Ирина Дудукина рассказала корреспонденту "РГ", что дело в отношении бывшего руководителя столичного метрополитена возбуждено по статье 201 Уголовного кодекса - злоупотребление полномочиями.
- Арест бывшему начальнику подземки до суда, скорее всего, не грозит, - сказала Дудукина.
Ведь если суд согласится с обвинениями, то Гаеву может "светить" максимально три года лишения свободы. По словам представителя СК, дело возбуждено по результатам доследственной проверки, которая длилась месяц. На допрос в Газетный переулок Гаев пока не приходил из-за болезни. И обвинение ему еще не предъявлено. Он пока находится в статусе подозреваемого. Сам Дмитрий Гаев заявил, что узнал о возбуждении против него дела от журналистов.
Такого финала в скандале вокруг руководства столичного метро можно было ожидать. В феврале Генпрокуратура направила в Следственный комитет при МВД материалы проверки деятельности Гаева для решения вопроса о возбуждении дела. Марина Гриднева, официальный представитель Генпрокуратуры, тогда заявила, что ее ведомство отправило информацию по проверке не только следователям, но и мэру Москвы Сергею Собянину. В ней прокуратура поставила вопрос об "устранении выявленных нарушений, защите государственных интересов", а также об увольнении Дмитрия Гаева и взыскании убытков, причиненных метрополитену.
В чем конкретно прокуроры обвинили Гаева? По их мнению, вопреки интересам возглавляемого им предприятия и используя служебное положение, Гаев занимался личным обогащением. Генпрокуратура пришла к выводу, что начальник метрополитена создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУПа "Московский метрополитен", оформлялись как личное Гаевское изобретение. Начальник подземки, утверждают прокуроры, используя полученные за счет средств госпредприятия результаты технических разработок, стал патентообладателем и с 1999 года получил в общей совокупности 112 миллионов рублей дохода от возглавляемого им предприятия.
Кстати, Гаев незаконно продолжал получать доход по лицензионному договору и в период прекращения действия патента - с 17 января 2003 года по 22 ноября 2004 года. Он перестал действовать из-за неуплаты пошлины за поддержание патента в силе. Генпрокуратура утверждает, что после возобновления правовой охраны патента в 2004 года Гаев не довел до сведения правительства Москвы информацию о сделке, в которой была его личная заинтересованность.
Вот один из характерных примеров. Дмитрий Гаев направил заявку, а затем получил патент на изобретение под названием "Автоматизированная система оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте". Соавторами запатентованной системы стали гражданка Великобритании Ольга Байт, которой принадлежит ЗАО "АНКЕЙ/Смарттехнологии" и первый заместитель начальника ГУП "Московский метрополитен" Ермоленко.
Прокурорская проверка показала и другие нарушения, свидетельствующие, по мнению проверяющих, о "наличии корыстного интереса Гаева и других руководителей ГУП "Московский метрополитен". А еще Генпрокуратура подозревает руководство метрополитена в необоснованной компенсации тарифов на перевозку пассажиров за счет их повышения. Это тоже немалые суммы, ведь годовая выручка московского метро составляет примерно 50 миллиардов рублей.
В неофициальных разговорах правоохранители говорят о том, что Гаев приобрел пять дорогих автомобилей для себя и три машины для своих детей. В автопарке Гаева есть три джипа Chevrolet Tahoe, Lexus LS 600 и Chrysler 300С.
Об увольнении Гаева стало известно 7 февраля. До этого ходили упорные слухи, что проверка Генпрокуратуры в отношении Гаева была начата по инициативе бывшего мэра столицы Юрия Лужкова, с которым у Гаева в конце карьеры прежнего градоначальника сложились непростые отношения. Наблюдатели даже обратили внимание на два характерных события - Гаев не пригласил Лужкова на открытие реконструированной станции "Маяковская". А Лужков раскритиковал работу метрополитена, отметив, что начальника подземки "надо ссадить на землю".
У Гаева за годы руководства метрополитеном накопилось огромное число всевозможных наград: несколько орденов, медалей и почетных знаков. Бывший начальник метро одновременно почетный строитель, почетный железнодорожник, почетный работник транспорта и почетный транспортный строитель. Время покажет, повлияют ли многочисленные награды и звания на смягчение наказания, если суд согласится со следствием.