Против экс-начальника московского метро Дмитрия Гаева возбудили уголовное дело

Вчера стало известно, что Дмитрий Гаев стал фигурантом уголовного дела.

Официальный представитель Следственного комитета при МВД Ирина Дудукина рассказала корреспонденту "РГ", что дело в отношении бывшего руководителя столичного метрополитена возбуждено по статье 201 Уголовного кодекса - злоупотребление полномочиями.

- Арест бывшему начальнику подземки до суда, скорее всего, не грозит, - сказала Дудукина.

Ведь если суд согласится с обвинениями, то Гаеву может "светить" максимально три года лишения свободы. По словам представителя СК, дело возбуждено по результатам доследственной проверки, которая длилась месяц. На допрос в Газетный переулок Гаев пока не приходил из-за болезни. И обвинение ему еще не предъявлено. Он пока находится в статусе подозреваемого. Сам Дмитрий Гаев заявил, что узнал о возбуждении против него дела от журналистов.

Такого финала в скандале вокруг руководства столичного метро можно было ожидать. В феврале Генпрокуратура направила в Следственный комитет при МВД материалы проверки деятельности Гаева для решения вопроса о возбуждении дела. Марина Гриднева, официальный представитель Генпрокуратуры, тогда заявила, что ее ведомство отправило информацию по проверке не только следователям, но и мэру Москвы Сергею Собянину. В ней прокуратура поставила вопрос об "устранении выявленных нарушений, защите государственных интересов", а также об увольнении Дмитрия Гаева и взыскании убытков, причиненных метрополитену.

В чем конкретно прокуроры обвинили Гаева? По их мнению, вопреки интересам возглавляемого им предприятия и используя служебное положение, Гаев занимался личным обогащением. Генпрокуратура пришла к выводу, что начальник метрополитена создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУПа "Московский метрополитен", оформлялись как личное Гаевское изобретение. Начальник подземки, утверждают прокуроры, используя полученные за счет средств госпредприятия результаты технических разработок, стал патентообладателем и с 1999 года получил в общей совокупности 112 миллионов рублей дохода от возглавляемого им предприятия.

Кстати, Гаев незаконно продолжал получать доход по лицензионному договору и в период прекращения действия патента - с 17 января 2003 года по 22 ноября 2004 года. Он перестал действовать из-за неуплаты пошлины за поддержание патента в силе. Генпрокуратура утверждает, что после возобновления правовой охраны патента в 2004 года Гаев не довел до сведения правительства Москвы информацию о сделке, в которой была его личная заинтересованность.

Вот один из характерных примеров. Дмитрий Гаев направил заявку, а затем получил патент на изобретение под названием "Автоматизированная система оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте". Соавторами запатентованной системы стали гражданка Великобритании Ольга Байт, которой принадлежит ЗАО "АНКЕЙ/Смарттехнологии" и первый заместитель начальника ГУП "Московский метрополитен" Ермоленко.

Прокурорская проверка показала и другие нарушения, свидетельствующие, по мнению проверяющих, о "наличии корыстного интереса Гаева и других руководителей ГУП "Московский метрополитен". А еще Генпрокуратура подозревает руководство метрополитена в необоснованной компенсации тарифов на перевозку пассажиров за счет их повышения. Это тоже немалые суммы, ведь годовая выручка московского метро составляет примерно 50 миллиардов рублей.

В неофициальных разговорах правоохранители говорят о том, что Гаев приобрел пять дорогих автомобилей для себя и три машины для своих детей. В автопарке Гаева есть три джипа Chevrolet Tahoe, Lexus LS 600 и Chrysler 300С.

Об увольнении Гаева стало известно 7 февраля. До этого ходили упорные слухи, что проверка Генпрокуратуры в отношении Гаева была начата по инициативе бывшего мэра столицы Юрия Лужкова, с которым у Гаева в конце карьеры прежнего градоначальника сложились непростые отношения. Наблюдатели даже обратили внимание на два характерных события - Гаев не пригласил Лужкова на открытие реконструированной станции "Маяковская". А Лужков раскритиковал работу метрополитена, отметив, что начальника подземки "надо ссадить на землю".

У Гаева за годы руководства метрополитеном накопилось огромное число всевозможных наград: несколько орденов, медалей и почетных знаков. Бывший начальник метро одновременно почетный строитель, почетный железнодорожник, почетный работник транспорта и почетный транспортный строитель. Время покажет, повлияют ли многочисленные награды и звания на смягчение наказания, если суд согласится со следствием.