Владимир Путин провел тест-драйв гибрида "Ё-мобиль"

Премьер-министр Владимир Путин придал рутинному совещанию по высоким технологиям практический поворот - после заседания правительственной комиссии лично опробовал новый гибрид с мудреным названием "Ё-мобиль" и даже приехал на нем в Горки на Совет безопасности к президенту Дмитрию Медведеву.

К резиденции главы правительства в Ново-Огарево привезли два пилотных образца "Ё-мобиля" - бирюзово-белый спортивный кросс-купе и красно-бежевый семейный микровэн. Путин осмотрел обе машины, посидел на водительском месте и там, и там, но в итоге для тест-драйва выбрал более молодежный вариант. "Отец" проекта, идеолог и спонсор "Ё-мобилей" глава "Группы ОНЭКСИМ" Михаил Прохоров в авто к премьеру не поместился (бизнесмен очень высокого роста) и последовал вслед за ним за рулем более просторного семейного образца.

Как рассказал Андрей Бирюков, гендиректор компании "Ё-авто", разработавшей новинку, стоить она в самой полной комплектации будет около 450 тыс. руб. В "начинку" войдет полный привод, Интернет и навигация. "Фишка" машины в том, что она заводится от электричества и может передвигаться на бензине или газе. Да и сделана на 70 процентов из "голубого топлива" - кузов, например, полипропиленовый. Предел разгона - примерно 130 км в час. Серийное производство начнется в следующем году, и авторы уверяют, что отбоя от покупателей не будет.

"Ё-мобиль" стал примером того, как могут работать вместе государство, бизнес и наука. Об этом на комиссии по высоким технологиям и инновациям и заявил Владимир Путин перед тем, как посмотреть на машину в деле. Говоря про частно-государственное партнерство, премьер затронул его разновидность с непонятным на первый взгляд названием "технологические платформы". Модель уже активно используется в Европе и доказала свою эффективность, заметил Путин.

Технологическая платформа позволяет объединить усилия вокруг прорывного инновационного проекта, объяснил значение термина глава правительства. Проекта, который даст стране передовые и коммерчески привлекательные технологии, товары и услуги. "Причем, может быть, не такие уж грандиозные на первый взгляд, даже имеющие отношение к ширпотребу, но влияющие на технологическое обновление", - так отозвался Путин о творении Прохорова.

- Как вы его назвали - "Ё-мобиль"? - переспросил глава правительства под смех зала.

Прохоров, еле сдерживая улыбку, кивнул.

- Ну название, конечно... - произнес премьер. - Непонятно, откуда вы его взяли.

"Нет, может быть, даже и неплохо, во всяком случае, внимание привлекает", - тут же успокоил Путин заволновавшегося было Прохорова, но признался, что готов оценить авто только после того, как попробует на нем прокатиться: "У нас сейчас будет заседание Совбеза. Хочу на этом вашем "Ё-мобиле" доехать до Дмитрия Анатольевича и ему показать". "Я смогу доехать, здесь недалеко? Не развалится по дороге ваш "Ё-мобиль"? - шутливо переспросил премьер. По лицу бизнесмена было видно: не развалится.

Но не только "Ё-мобилем" славится отечественная инновационная мысль: технологических платформ в России придумали около 180. Именно столько заявок поступило в минэкономразвития. На заседании комиссии были утверждены 25 из них. Среди избранных идей - предложения в сфере медицины, биотехнологии, энергетики, авиации и космоса, ядерных и информационно-коммуникационных технологий. В том числе - разработка дирижаблей и гиперзвук.

Напомнив, что ВВП по итогам года вырос на 4 процента, глава правительства призвал сделать акцент на качество роста, а не просто на цифры. То есть на внедрение инноваций. "Технопарки, особые экономические зоны, госкорпорации, банки с госучастием, фонды поддержки инноваций и научно-образовательные центры - все это должно быть эффективно использовано для развития страны, для технологического обновления", - заявил он.

Премьер также сказал, что при внедрении платформ нужны четкие критерии их работы, и главным показателем успешности станет выпуск конкурентоспособной продукции, востребованной в том числе и на мировом рынке. Источником инвестиций станет бизнес, пояснил он, а государство разделит ответственность высокорискованных НИОКР и, если нужно, потратится на инфраструктуру. Премьер попросил министерства учитывать при разработке госпрограмм и стратегий развития отрасли задачи, которые будут решаться в рамках технологических платформ.

Помимо автомобилей будущего, Россия собирается занять свою нишу и в биотехнологиях. Владимир Путин процитировал советского физика Игоря Тамма, который сказал, что XXI век будет веком биологии. "Мы постепенно в это направление, по-моему, все и уходим, я имею в виду не только нашу страну - в целом мир", - заметил премьер.

В прошлом году годовой оборот мировой биоиндустрии оценивался в сумму свыше 2 трлн долларов, а к 2030 году, привел Путин данные Организации экономического сотрудничества и развития, с помощью биотехнологий будет выпускаться до 35 проц. продукции в химической промышленности, до 80 проц. медицинских препаратов и половина сельскохозяйственных продуктов. Но Россия пока в аутсайдерах: на ее долю приходится меньше 0,2 проц. оборота мирового биорынка, причем в основном за счет биотехнологий, связанных с фармацевтикой.

Премьер поставил задачу создать условия для формирования в стране мощного сектора биоиндустрии. "Тем более для этого у нас есть все возможности: сильная учебная и научно-исследовательская база, соответствующие мировому уровню научные разработки", - сказал он.

"Считаю, что нам необходимо ускорить разработку специальной координационной программы развития биотехнологий в России", - обратился Путин к минэкономразвития, предложив ведомству представить ее проект в правительство до середины мая. Как заверил после совещания журналистов замглавы минэкономразвития Андрей Клепач, к 2020 г. Россия увеличит свою долю на мировом рынке биотехнологий до 3-5 проц.