28.04.2011 00:45
Рубрика: Связь

Зона доступа

Через пять месяцев трасса Чита - Хабаровск будет полностью обеспечена мобильной связью

В конце минувшей недели на территории Еврейской автономии был заложен фундамент новой мачты сотовой связи. А с мая связисты приступят к строительству 102 антенно-мачтовых сооружений (АМС) вдоль всей трассы "Амур".

На Дальнем Востоке дан старт уникальному инфраструктурному проекту по обеспечению полного покрытия мобильной связью федеральной автодороги М58. Такое поручение дал в августе прошлого года председатель правительства Владимир Путин, который лично преодолел расстояние от Хабаровска до Читы на автомобиле.

Проект необычен как по срокам, так и по условиям реализации. На выполнение задуманного отведены всего пять месяцев - к 1 октября сеть связи должна заработать в полном объеме. Как подчеркивают специалисты, столь жестких временных рамок еще не было в мировой практике.

Работы по полному покрытию трассы "Амур" мобильной связью можно отнести к классическим примерам государственно-частного партнерства. Федеральные, региональные и муниципальные власти оперативно решили вопросы отвода земель под антенно-мачтовые сооружения и подъездные пути к АМС. Государство окажет помощь по обеспечению электроэнергией, строительству дорог и возьмет на себя примерно половину затрат на реализацию проекта, общая стоимость которого оценивается сегодня в 4 миллиарда рублей. Расходы на технологическую часть лягут на операторов "большой тройки". Именно конкуренты, делящие между собой почти весь российский рынок мобильной связи, впервые объединили свои финансовые, материальные и технологические ресурсы для осуществления общего дела.

- В первую очередь перед нами стоит задача на протяжении всего участка от Читы до Хабаровска обеспечить базовую услугу, то есть голосовую связь, - объяснил директор по управлению межотраслевыми проектами ОАО "МегаФон" Олег Николаенко. - Наиболее эффективный способ сделать это - применение технологии GSM.

Что касается связи третьего поколения, то технология 3G требует более частого покрытия, поэтому услугами передачи данных пока можно пользоваться только в населенных пунктах либо близ них, где сотовые операторы уже развили соответствующие мощности.

- В дифференцированном подходе к размещению 283 базовых станций - еще одна особенность проекта: где-то будут станции только второго поколения, где-то - второго и третьего, - подчеркнул заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Наум Мардер. - Услуги 3G, широкополосного доступа прежде всего требуются точкам дорожной инфраструктуры - медицинским пунктам, службам спасения, заправочным станциям.

Представители "большой тройки" заметили, что, хотя сроки по обеспечению трассы "Амур" связью третьего поколения им никто не устанавливал, они проведут эту работу в течение следующего года.

- Надеемся, что малый и средний бизнес будет постепенно "обживать" трассу, формируя новую социально-экономическую инфраструктуру. За счет этого появятся новые потребители. По мере роста числа абонентов добавятся и дополнительные услуги, - дал прогноз Алексей Сальва, директор филиала ОАО "МТС" в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Пока реализаторы проекта решают более приземленные задачи, в частности, связанные с подключением с электропитания. Энергетики столкнулись с рядом сложностей, ведь станции связи нередко будут располагаться в совершенно необжитых местах. В ряде случаев энергообеспечение станут осуществлять по временной схеме - с помощью дизель-генераторов или аккумуляторов. Но со временем, причем в достаточно короткие сроки, построят постоянные линии электропередачи.

По заверениям "большой тройки" в работах по развертыванию сети сплошного покрытия мобильной связью задействованы исключительно местные силы.

- Мы старались привлекать местных подрядчиков, что связано с особенностями организации строительства, - рассказал директор по планированию и развитию сетей доступа ОАО "Вымпелком" Юрий Маленков. - К тому же для нас очень важна скорость реализации проекта, а использование местных ресурсов дает существенную экономию времени.

Отличительная особенность строительства, которое совместно начали государство и сотовые операторы, - социальная направленность. В ближайшей перспективе оно не окупится.

- Проект будет неприбыльным, - заявил Наум Мардер. - В конце концов сейчас операторы уже не могут заниматься только высокорентабельными программами. Государство ставит задачу равномерного развития связи в стране, в том числе и на территориях с очень низкой плотностью населения. Если ставить во главу угла только коммерческий интерес, нам никогда не внедрить на Дальнем Востоке устойчивой и надежной сотовой связи, современных цифровых технологий. Даже обычной почты не будет.

Наряду с сотовыми операторами к проекту подключился "Ростелеком".

- Правительство поставило условие не только обеспечить сквозную подвижную связь на трассе, но и подключить все населенные пункты вдоль "Амура" к полному комплексу инфокоммуникационных услуг, - напомнил Андрей Балаценко, директор макрорегионального филиала "Дальний Восток". - В этом году все поселки, которые находятся на удалении не более пяти километров от федеральной автодороги, такую возможность получат.

Справка "РГ"

Минсвязи, являющееся регулятором, приняло специальное решение, по которому любой абонент мобильной связи, услугами какого бы оператора он ни пользовался, получает равные права доступа к инфраструктуре. То есть на протяжении трассы Чита - Хабаровск будет организован так называемый межоператорский роуминг.