Илья Массух: Удаленное предоставление госуслуг должно быть доступно из любой точки России

С этого года в стране началась реализация государственной программы "Информационное общество 2011-2018 годы", которая предусматривает увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни страны. Чем вызвана необходимость ее создания и чем она отличается от программ "Электронная Россия" и "Электронное правительство", рассказывает заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Илья Массух.

Илья Иссович, кто выступил идеологом этой программы?

Инициатором программы выступило минкомсвязи в 2008 году, когда мы оценили результаты "Электронной России" и поняли, что главная ошибка была в неправильном направлении затрат. Средства направлялись в основном на инфраструктуру - серверы, компьютеры. А эффекта должного не получили, потому что ИТ меняются очень быстро. Поэтому и родилась идея новой программы, где главный упор сделан не на инфраструктуру, а на функционал, то есть разработку специальных программ.

Концепция минфина и правительства предусматривает, что к 2012 году все государственные расходы будут переведены в разряд государственных программ. Их определено более 30, и "Информационное общество" оказалось первой из принятых. Программа не придерживается отраслевого подхода. Раньше были ИКТ в образовании, ИКТ в здравоохранении и т.д., сейчас целью обозначены прямые преимущества, получаемые обществом. И все направления программы отталкиваются от ориентира - повышения качества жизни.

Что эта программа даст гражданам страны, экономике?

Если реализация программы даст реальный эффект по удобству, комфорту, спокойствию для проживания граждан и ведения бизнеса, то экономика ИКТ сама начнет оживать. Конечно, есть отдельные мероприятия по развитию рынка ИКТ, потому что сейчас мы компьютерные технологии в основном заимствуем на Западе и Востоке. У нас есть хорошая школа программистов, которые в большинстве своем, к сожалению, тоже работают на зарубежные компании. Поэтому в программе есть задачи как по развитию аппаратной, так и программной части. Что касается второй, то движение к свободному программному обеспечению, которое появилось лет 15 назад, к сегодняшнему дню сформировалось как надежная среда исполнения каких-то программ и приложений.

Она повлияет на развитие отечественного рынка ИКТ и его конкурентоспособности?

Мы это ставим как один из приоритетов. Развитие отечественного рынка можно оценивать с точки зрения количества миллиардов рублей, и эти миллиарды могут тратиться на импортные продукты. И программа ставит задачу, чтобы эти деньги тратились на труд российских инженеров, программистов, собственное производство компьютерных, сетевых технологий, операционных систем, баз данных. Ни в коем случае при этом мы себя не ограждаем от общемирового развития, потому что свободное ПО - это общемировая тенденция, разработка ведется в "облаках", и непонятно, какой кусок кода написал американец, какой - россиянин. Мы ценим само вовлечение в этот процесс и формируем слой специалистов, которые знают, как писать операционные системы или создавать компьютеры.

Какие оригинальные технические и технологические решения планируется применить для реализации программы?

Само развитие информационных технологий сложно сделать сильно оригинальным. С другой стороны, быстрое применение ИТ внутри страны - это как раз и есть инновация и модернизация. Мы планируем достаточно быстро перейти к облачным сервисам, развить систему предоставления госуслуг, которые будут доступны с любой точки страны и практически с любого гаджета. В этом году в рамках "Информационного общества" будет разработана мобильная версия порталов, и человек с сотового телефона сможет получить доступ к взаимодействию с государством. С технической точки зрения в программу включены такие глобальные направления, как цифровое телерадиовещание. В мире цифровое телевидение используется довольно давно, но в масштабах нашей страны создание новой инфраструктуры и предоставление гражданам качественного сигнала - это тоже своего рода инновация. Потому что есть множество населенных пунктов, где аналоговые телевизоры с горем пополам принимают одну-две программы. А внедрение "цифры" гарантированно будет предоставлять 9 каналов.

Если говорить об информационном развитии регионов, каковы здесь наиболее проблемные точки и как сгладить цифровое неравенство субъектов РФ?

Одна из самых главных задач - уравнять регионы по доступу к информации. Он может быть осуществлен через телевизор, и мы планируем, что к 2015 году вся страна будет охвачена цифровым вещанием. Второй доступ к информации - Интернет. В Германии, например, доведение широкополосного доступа до всех и каждого стоит около 50 млрд евро. Если мы соотнесем эти траты и масштабы России и Германии, ясно, что для ШПД у нас никаких денег не хватит при всем желании. Поэтому мы планируем использовать инновационные решения по "доставке" Интернета: это специальные спутниковые системы так называемого К-диапазона, они сейчас планируются к внедрению как проект Комиссии по модернизации при президенте РФ. Для России с ее огромными территориями, во-первых, такие задачи актуальны, а во-вторых, учитывая опыт освоения космического пространства, мы практически единственная страна, которая имеет возможность запускать собственные орбитальные группировки любого размера.

Цифровое телевидение, кстати, мы тоже планируем использовать как способ доставки интернет-сигнала.

А чтобы преодолеть цифровое неравенство, будем развивать сеть инфоматов по стране, устанавливать их в почтовых отделениях, других узлах связи - но это для людей, у которых нет домашнего компьютера.

Третий момент - мобильная связь, по ее распространению Россия перегоняет многие страны. Главное, чтобы мобильный канал общения был дешевый и удобный.

Но ведь все равно в столице люди сами по себе более продвинутые...

Мы планируем популяризировать сервисы "Электронного правительства" и использование Интернета вообще. Если для граждан будет создана удобная форма, то процент невладеющих компьютером снизится. Ведь мобильники имеют практически все, но никто и никогда не видел курсов по обучению пользования сотовым телефоном. Главное - сделать услугу интуитивно понятной и удобной, как это произошло с мобильными телефонами.

Или другое инновационное устройство - планшетник. Они приобрели бешеную популярность. Я показал этот гаджет своим родителям, и хотя им уже за 70, они тут же поняли, как с ним взаимодействовать. Систему надо сделать такой, чтобы человек, подойдя к инфомату или включив мобильный телефон, сразу понял, как заплатить штраф, получить информацию о льготах и т.д. А для граждан старшего возраста, думаю, курсы повышения компьютерной грамотности, скорее всего, будем предусматривать.

А вот обучение чиновников этому должно быть обязательным. И сейчас мы разрабатываем специальные программы, удаленно тестирующие человека, насколько он понимает, куда развиваются информационные технологии, куда их применять. А то элементарно зайдешь в ЖЭК, у каждого на столе компьютер, а люди листают огромные книги, сверяют показания счетчиков, написанные вручную. И это в Москве! Поэтому я не обольщаюсь: работа предстоит приличная, но задача вполне выполнима.

Мой знакомый, председатель сельсовета в глубинке Татарстана несказанно рад, что райцентр теперь проводит совещания в видеорежиме. Он тут же освоил компьютер и каждую неделю экономит 3 часа личного времени и 20 литров казенного бензина...

Сегодняшние компьютерные технологии сильно приближены к гражданам, и они предоставляют действительно удобный интерфейс взаимодействия. Татарстан - один из лидеров в области предоставления информационных технологий, тут надо отдать должное первому президенту РТ Минтимеру Шаймиеву, который понял, что за этим будущее. И сейчас новое руководство республики уделяет этому серьезное внимание и серьезные деньги. Они понимают и видят отдачу. Ведь на все эти совещания и заседания, пусть и нужные, тратились средства несравнимо большие, чем на интернет-трафик совещания. В программе предусмотрен специальный раздел "Электронный регион". У нас 83 субъекта, и в каждом есть удачные решения в разных отраслях. Этот опыт планируем тиражировать на другие регионы, с адаптацией под местную специфику, разумеется.

Как будет обеспечиваться инофрмационная безопасность программы?

В ней есть раздел "Безопасное информационное взаимодействие". И мы поставили задачу обеспечить для граждан и организаций доверенную информационную среду. Сама безопасность не должна довлеть над функционалом. Можно создать суперзащищенную сеть, по которой никто не сможет взаимодействовать. Все надо решать в комплексе. И если мы делаем систему видеоконференции для связи села с районом, первая задача - чтобы сигнал проходил. И только вторая - чтобы его никто не перехватил.

В программе есть мероприятия, направленные на предотвращение атак через Интернет, защиту персональных данных, заложена концепция запрета потокового скачивания и нехранимости всей информации в одном ресурсе, применение новых стандартов электронной подписи. Так что решаем задачу техническими способами. И организационными, ибо 97% случаев успешных хакерских атак начинаются с продажи пароля или его утери сисадмином.

Из каких источников намечено финансирование программы и реально ли здесь привлечение частных средств?

Заложены три источника: это федеральный и региональные бюджеты и средства комерческих компаний. Объем средств последних, кстати, превышает совокупные траты бюджетов. Преодолеть цифровое неравенство только за счет государства вряд ли удастся. Поэтому мы плотно взаимодействуем с сотовыми и магистральными операторами. И уже сейчас в создании системы "Электронного правительства" "Ростелеком" вкладывает столько же средств, сколько и государство. И здесь мы видим хороший пример социальной ответственности бизнеса. Легко создать информационные сети в Москве, но в город Тутаев Ярославской области коммерческий оператор не пойдет. А "Ростелеком" и "Большая тройка" там работают. И через 3-5 лет окупят свои затраты, потому что с каждым днем люди все больше пользуются информационными сервисами. И понимают при этом, что даже в глубинке они не оторваны от жизни страны. Стало быть жизнь в провинции станет привлекательнее, поэтому по большому счету "Информационное общество" может послужить рычагом возврата людей в село и малые города. То есть туда, где раньше была только телефонная связь, а скоро будет доступ к цифровому телевидению, Интернету, получению услуг, не выходя из дома.

досье

Илья Иссович Массух родился 16 февраля 1970 года в Москве.

В 1993 году окончил Московский государственный горный университет по специальности "автоматика и управление в технических системах".

В 1993-1995 годах работал по специальности в Российском государственном гуманитарном университете и Фонде развития внешнеэкономических связей России.

В 1995-2008 годах трудился в российском представительстве компании IBM, где прошел путь от инженера до руководителя департамента по продажам решений для государственных заказчиков и социальной сферы.

В 2008 году перешел на работу в ФГУ "Объединение Росинформресурс" в должности заместителя директора.

С ноября 2008-го работал в центральном аппарате министерства связи и массовых коммуникаций РФ в качестве советника министра.

Распоряжением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. 1197-р назначен заместителем министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Владеет английским языком.

Женат, воспитывает трех дочерей.

дословно

Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций РФ:

- Госпрограмма "Информационное общество 2011-2018 годы" охватывает все отрасли и сферы деятельности, ее результатом должно стать повышение прозрачности и управляемости, обеспечение устойчивости и конкурентоспособности экономики в целом. Основной принцип программы: результаты должны быть привязаны к конкретной группе потребителей.

в тему

Направления государственной программы:

1. Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса.

2. Электронное государство. Повышение эффективности государственного управления.

3. Развитие российского рынка ИКТ и российских технологий. Обеспечение перехода к цифровой экономике.

4. Преодоление цифрового неравенства и создание базовой инфраструктуры информационного общества.

5. Обеспечение безопасности в информационном обществе.

6. Развитие цифрового контента. Перевод контента в электронный вид

кстати

Госпрограмма будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности и технологической независимости страны, а также повышению конкурентоспособности экономики. Один из принципов построения информационного общества - техническая самостоятельность и независимость от иностранных информационно-технологических решений.