10.05.2011 23:41
    Поделиться

    Рынки мобильного и широкополосного доступа не будут соперничать

    За 2010 год общее число пользователей широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в России достигло 16 млн абонентов, говорится в исследовании iKS-Consulting. Таким образом, объем рынка увеличился на 20-25%. "Главный драйвер роста - развитие сетей в регионах, - комментирует аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. - На более насыщенных столичных рынках (уровень проникновения в Москве оценивается примерно в 80%, в Санкт-Петербурге - в 65-70%) темпы роста замедляются".

    К концу 2010 года рынок фиксированного ШПД вырос более чем на 70%, составив 3,2 млрд долл. И это несмотря на широкое распространение вариантов доступа в Интернет по мобильному устройству. Аналитики рынка объясняют, что фиксированный ШПД менее затратный, но при этом еще и более надежный и высокоскоростной. Соответственно, в квартире, где есть кабельная сеть, пользоваться мобильным ШПД невыгодно. По мнению аналитиков, главный плюс фиксированного доступа - отсутствие ограничений по трафику. Современный уровень технологий позволяет передать по "проводу" практически любой объем информации на высокой скорости. Однако при этом потребитель услуги "привязан" к точке доступа, что снижает конкурентоспособность услуги.

    Чтобы нивелировать этот недостаток, фиксированные операторы используют технологию Wi-Fi как "мобильное продолжение" проводного доступа. Что же касается собственно мобильного доступа, он подразумевает возможность выйти в Интернет и пользоваться мультимедийными ресурсами из любой точки. Но здесь есть свои ограничения по полосам частот, которых на всех не хватает в силу их ограниченного количества и емкости. Отсюда и небольшая скорость доступа, и довольно высокая стоимость услуг. По мнению Максима Клягина, поскольку фиксированный и мобильный ШПД - это принципиально разные услуги, то и рынки - разные: "Так, фиксированный доступ обеспечивает высокие скорости и надежность сети, благодаря чему пользователь имеет возможность потребления тяжелого контента, который все более набирает популярность. А мобильный нацелен на оперативное получение небольшого объема информации".

    В кризисные годы объем рынка ШПД и телефонии сократился примерно на 15% и 2% соответственно. Однако, согласно независимым рыночным исследованиям, услуги Интернета, платного ТВ и фиксированной связи значатся последними в списке расходов, которые потребители намерены сокращать во время экономического спада. Поэтому, по мнению аналитиков, эти телекоммуникационные сегменты отрасли связи наиболее привлекательны для агрессивного развития компаний до 2016 года. "Первые два сегмента - наиболее динамичные и перспективные, - отмечает первый вице-президент по коммерческой деятельности компании "Транс-ТелеКом" Виталий Котов. - Третий же наиболее стабилен, и присутствие на нем позволяет компаниям минимизировать уровень конвергенции. Высокая потребность компаний и частных потребителей в современных телекоммуникациях, недостаточно реализованная в регионах, станет драйвером роста в 2011 году".

    Однако происходит постепенное насыщение рынка: до 2014 года проникновение ШПД по всем остальным городам страны будет выравниваться и стремиться к столичному уровню, считают эксперты. Это большой для отрасли темп прироста рынка, в то время как вся экономика растет не более чем на 4-5% в год. "Если попытаться заглянуть, например, в 2020 год, то можно предположить, что ключевыми услугами на рынке телекоммуникаций будут широкополосный доступ к мультимедийным ресурсам и платное телевидение, - считает президент КОМСТАР-ОТС Сергей Приданцев. - Тип доступа, фиксированный или мобильный, уже не будет иметь решающего значения, поскольку к тому времени мы будем получать интегрированные решения по типу "бесшовного пространства", обеспечивающие одинаковое качество услуги вне зависимости от своего местонахождения, гаджета и объема трафика".

    "Сегодня в борьбе за клиентов имеют шанс на победу только универсальные операторы, способные предоставить как мобильный, так и фиксированный доступ к интернет-контенту, - подчеркивает аналитик Cross Media Павел Горлачев. - Рынок находится на пути к новому этапу развития. И перемены в потребительском поведении подталкивают операторов создавать альянсы и заключать партнерские соглашения. На рынке постепенно стихают споры о конкуренции мобильного и фиксированного ШПД. Однако окончательные тенденции развития отрасли прояснятся ближе к 2014 году". Как считают аналитики, рынок мобильного ШПД будет развиваться независимо от рынка фиксированного ШПД, но окажет существенное влияние на рынок мобильной голосовой связи: технологии 3G и 4G будут снижать объемы пользования голосовой мобильной связью.

    Эксперты рынка прогнозируют, что количество потребителей не ограничится потолком в 6,6 млрд человек, живущих на планете. По мнению экспертов, число разнообразных сервисов и приложений мобильной связи к 2012 году достигнет 50 млрд.

    Кстати

    Есть и несколько малоприбыльных интернет-продуктов российских операторов. Например, услуге IPTV повторить успех внедрения ШПД пока не удалось: к началу 2011 года в России пользователей этого сервиса насчитывается не более 450 тысяч человек. "Вряд ли сервисы будут приносить операторам сотовой связи столько же денег, сколько трафик, - считает руководитель службы по связям с общественностью "ВымпелКом" Артем Минаев. - Но у этих направлений есть большой потенциал для совместного развития разноплановых бизнес-предприятий".

    Поделиться