Две главные темы сегодняшнего пленарного заседания палаты - оборонно-промышленный комплекс и федеральный бюджет. Первую депутаты обсудят с вице-премьером Сергеем Ивановым в закрытом режиме. А вот дискуссию о поправках в главный финансовый документ страны народные избранники засекречивать не станут.

Между тем на Охотном Ряду сейчас активно обсуждается законопроект, который пока не попал в повестку пленарки, но может в ней появиться в самое ближайшее время, поскольку депутаты считают его очень актуальным. Это законопроект о техосмотре транспорта, процедуру которого думцы намерены упростить.

И случится это, вероятно, уже совсем скоро. Председатель Комитета по транспорту Сергей Шишкарев считает, что Дума сможет принять новый закон о техосмотре в третьем чтении 20 мая. Техосмотр останется обязательным, но не обязательно государственным. По мнению Шишкарева, в России "не настолько сознательные граждане", чтобы оставить совсем без контроля состояние автомобилей. Ведь речь идет о безопасности не только отдельно взятых владельцев авто, но и всех участников дорожного движения. К проведению техосмотра, согласно концепции законопроекта, допускаются частные компании - автомобилисты смогут проверить техническое состояние своего автомобиля не только в официальных пунктах ГТО, но и у дилеров, занимающихся в том числе продажей автомобилей, и на станциях техосмотра. Вводится понятие "оператор обязательного ТО". Это юридические лица или индивидуальные частные предприниматели, которым будет разрешено заниматься техосмотром. "Передача техосмотра из ведения МВД на рынок услуг предусмотрена и Законом "О полиции". И там четко сказано, что к 1 января будущего года функция по проведению ТО должна быть исключена из компетенции полиции", - напомнил Шишкарев.

Новый закон о техосмотре Госдума может принять 20 мая

Идеей освободить правоохранительные органы от этого хотя и не очень обременительного, но весьма денежного и потому коррупционного дела, депутаты Госдумы были озабочены давно. Первоначальный вариант законопроекта был внесен в нижнюю палату парламента еще в январе 2009 года. Через год появилась новая редакция, которая и была принята в первом чтении 2 июля 2010 года. Но потом законопроект "завис". Какая-то ясность по поводу дальнейшей судьбы этого законопроекта появилась только после того, как президент заявил, что система техосмотра "изжила себя напрочь", и назвал "никчемной бумажкой" талон ТО, нередко приобретаемый автомобилистами за плату. В Госдуме сейчас ждут предложений правительства по корректировке депутатского законопроекта. Однако Шишкарев надеется, что второе чтение документа, когда в него вносятся поправки, может состояться 17 мая. Для подготовки к третьему чтению времени много не потребуется. И принятый Госдумой закон может вполне успеть на одобрение Совфеда к заседанию, намеченному на 25 мая. Вступление закона в силу, если президент поставит под ним свою подпись, планируется 1 января 2012 года. Но это не значит, что именно с этого дня автомобилист не сможет пройти техосмотр в ГИБДД. На первые два года эта функция у Госавтоинспекции останется, частные структуры будут проводить ТО наравне с ГИБДД. "Автовладелец будет иметь первые два года право выбора, куда пойти, - пояснил Шишкарев. - Предполагается, что за переходный период будет создан "конкурентный рынок". Задача - чтобы "не страдала безопасность и чтобы не поднимались цены".

Вчера же депутаты из оппозиционных думских фракций предложили ознаменовать 20-летие международного признания независимости России амнистией. Проект постановления, которое отпускает на свободу несовершеннолетних преступников, осужденных на срок не более пяти лет, а также тех, кто попал за решетку за экономические преступления, если они не принесли существенный ущерб государству, и некоторые другие категории граждан, вчера был внесен в Госдуму. Впрочем, как пояснили в Думе, фигуры типа Михаила Ходорковского под действие этого проекта не подпадают.