Новости

17.05.2011 00:46
Рубрика: Digital

"Ботам" бой

Спамеров могут приговорить к исправительным работам

Комитет Госдумы по информационной политике и комиссия по информационной безопасности и киберпреступности Российской ассоциации электронных коммуникаций (объединяет депутатов Госдумы, экспертов Microsoft, Mail.ru, Лаборатории Касперского и др.) подготовили законопроект об уголовном преследовании спамеров. До сих пор к спамерам применяли статью о незаконном предпринимательстве. Законопроект запрещает массовую рассылку электронных сообщений рекламного и информационного характера, а также содержащих политическую рекламу или любые публичные оферты. В зону действия законопроекта попадают также рекламные сообщения в соцсетях и SMS-спам. Кроме того, запрещается создание "спамерских баз", включая автоматический сбор электронных адресов.

"Спам - очень выгодный бизнес: рынок заполнен заказчиками, поскольку компании выходят из кризиса и готовы тратить больше на недорогой вид интернет-рекламы, - говорит представитель "Лаборатории Касперского" Андрей Никишин. - По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций, экономический ущерб России от спама составляет 14,1 млрд рублей, а оборот российского рынка спама равняется 3,744 млрд рублей. Однако технически сложно будет определить, кто именно управляет рассылкой. Было бы резонно наказывать только заказчиков этой услуги". Для нарушителей законопроектом предусматривается как административная, так и уголовная ответственность. В частности, в рамках Кодекса об административных правонарушениях предполагаются штрафы: для физических лиц в 50-100 тысяч рублей, от 100 до 200 тысяч рублей - для должностных лиц, и от 200 тысяч до 1 млн рублей - для юридических лиц. В Уголовный кодекс авторы проекта предлагают вписать ответственность за спам в виде штрафа (до 1 млн рублей), обязательных работ на 120-180 часов или исправительных работ на срок до двух лет. Использованные при рассылке компьютеры и серверы будут конфисковывать.

"Нельзя рассматривать вопрос спама в отрыве от всего рекламного рынка: это такая же реклама, как опущенная в почтовый ящик листовка, - говорит ведущий аналитик CrossMediaCom Павел Горлачев. - Спам можно и не читать. Можно даже не получать, установив специальное программное обеспечение".

Как считает эксперт, проблема спама в России сильно преувеличена, а новый законопроект лоббирует интересы опционеров традиционной рекламы. "Принятие закона приведет лишь к переделу рынка спамеров: он вытеснит мелкие группы, на которые приходится небольшой объем трафика, а крупные объединения выживут и расширятся, - предупреждает Павел Горлачев. -Кроме того, спамеры начнут рассылать рекламу через иностранные серверы. Конечно, работать им станет тяжелее, но это простимулирует развитие новых форм спама и повысит его стоимость для заказчиков".

Digital Интернет Законодательная власть Госдума