Необходимо определить статус школьного медработника, прописать его функциональные обязанности, стандартизировать школьную медицину.
Школьные годы значительно меняют организм ребенка. К сожалению, не в лучшую сторону. Уровень хронической патологии у детей в дошкольном возрасте - от 10 процентов, а в старшем подростковом возрасте уже 60-70 процентов. Лишь 10 процентов выпускников российских школ здоровы. В лидерах - заболевания нервной и опорно-двигательной системы, органов пищеварения, близорукость. В итоге - почти у каждого выпускника есть одно-два хронических заболевания.
Разумеется, лучше заниматься профилактикой, устраняя факторы риска, нежели потом тратить колоссальные деньги на лечение. Но родители часто уповают на участкового врача. Между тем, педиатр в районной поликлинике видит ребенка уже с заболеванием, когда поздно работать на опережение. Поэтому столь важна роль школьной медицины, главная задача которой - быть профилактической.
Школьные кабинеты не должны превращаться в лечебницы. Лечить необходимо в поликлиниках. А школьный доктор - то звено, которое помогает формировать модель здорового образа жизни, пропагандировать отказ от вредных привычек. Причем, школьный медик - это не обязательно врач. С такой функцией может справится и фельдшер, и медицинская сестра. Важно, чтобы они прошли специализацию, чтобы разбирались в особенностях образовательного процесса.
Поэтому важно определить статус школьного медицинского работника, прописать его функциональные обязанности, стандартизировать школьную медицину, создать ее критерии. В основу работы школьного медика должна быть положена формула из трех "П": просвещение + пропаганда + профилактика. Именно школьный медик сможет проанализировать влияние учебного процесса на состояние здоровья детей, составить мониторинг факторов риска, дать конкретные рекомендации. Конечно, он не в состоянии один отвечать за профилактику. Вся школа и родители должны этим заниматься. Учитель физкультуры должен обязательно консультироваться со школьным медиком, чтобы физические нагрузки соответствовали состоянию здоровья ребенка.
Каждый третий подросток (в возрасте от 10 до 17 лет) болен хроническим гастритом. Виной тому "бутербродное" питание или пережаренный фастфуд. Школьный медик может ввести диетотерапию, активно участвовать в модернизации пищеблоков. Это сократит число отравлений школьников в столовых.
Да и при оборудовании класса школьной мебелью важен инструктаж медработника - чтобы парты соответствовали росту учеников. Это уменьшит количество сколиозов. Начальные его проявления могут быть в раннем детстве, но в десять-пятнадцать лет он проявляется более выражено. Некоторые исследователи даже выделяют отдельный вид сколиоза - "школьный". Избавление от этой напасти под силу школьному медику.
Возможности школьной медицины до сих пор используются явно недостаточно. Она должна войти в программу модернизации здравоохранения, ей требуется стандартизация и информатизация, при непременном условии - повышении заработной платы школьных медиков.
Подготовила Ирина Краснопольская