Внутри каждой отрасли всегда, как правило, находятся люди, которые, несмотря на конкуренцию, корпоративные и бизнес-разногласия стараются отстаивать и защищать профессиональные интересы всего направления, объединяясь при этом в некие общественные институты. В сфере образования и здравоохранения, на производстве это профсоюзные объединения, в медийном сообществе - союзы журналистов.
Не является здесь исключением и предпринимательская сфера, правда, с одной-единственной оговоркой, что крупный бизнес отстаивает свои интересы сам, малый и средний - выживает в одиночку. На практике получается, что размах и влияние лоббистов крупных предприятий на принимаемые ключевые решения чрезвычайно высоки и эффективны, в свою очередь малые и средние нередко остаются не у дел. И дело здесь отнюдь не в том, что они плохо себя защищают, а в том, что интересы их для большого государственного масштаба являются незначительными.
Очевидным примером этого стало недавнее решение заменить единый социальный налог страховыми взносами, приведшее к значительному ухудшению положения малого бизнеса. Конечно, мотивация этого решения - привлечь дополнительные средства для улучшения социальной сферы - не вызывает вопросов. Только ведь на другую чашу весов приносятся такие же люди, занятые в малом бизнесе, который дает рабочие места, обеспечивает, одевает, кормит и даже лечит. Это, к сожалению, большой недостаток, что в общероссийском масштабе малый и средний бизнес составляют мизерный процент внутреннего валового продукта, практически не влияя на экономические процессы государства.
Есть разница в понимании места МБ для граждан, банков, например, для государства малый бизнес - это в первую очередь налоги, которые оно получает в свою казну.
При этом во многих странах Европы значительный объем мощностей и занятости населения приходится именно на малый и средний бизнес, у нас по-прежнему основную часть экономического пространства занимают государственные и полугосударственные бизнес-монополии. Отмечу, что по количеству во Франции около 99% всех организаций являются малыми, т. е. небольшими семейными компаниями.
Совершенно очевидно, что для крупных гигантов налоги, да и любое другое обременение покроют все издержки и затраты. Многим же бизнесменам средней руки, индивидуальным предпринимателям, особенно в регионах, приходится сегодня если не закрывать свой бизнес, то, во всяком случае, сильно ужиматься. А что еще остается? Возвращаться в девяностые годы к "серым" зарплатам и теневым платежам уже мало кто хочет. Устали, надоело, хочется работать цивилизованно, да и сотрудникам хочется платить полноценную зарплату, отчисляя часть средств в Пенсионный фонд.
Еще один интересный момент заключается в том, что большому бизнесу легче диктовать свои условия, он на виду, с ним приходится считаться. Основу экономики многих регионов страны составляют именно градообразующие компании, от которых полностью зависит жизнь людей в том или ином населенном пункте.
В кризисы малый бизнес более стабилен, легче перестраивается и поэтому не представляет угрозу власти. Вспомним события 2008 года, кто пришел к государству за многомиллиардной помощью. Малого бизнеса среди них не было. И у власти выбор был - либо закрыть крупное, градообразующее предприятие, а это социальный взрыв в регионе, либо дать денег.
Особняком, конечно, идут сырьевые предприятия, которые приносят основной доход государству, по сути кормят страну. Поэтому их слово при принятии ключевых решений очень весомо, они могут вовремя вывести из-под удара не просто себя и свои структуры, а целую отрасль, большой пласт бизнеса. А отдуваться за все приходится так называемым "малышам экономики", которых никто, возможно, даже не воспринимает всерьез. Только вот мы забываем, что цены на природные ресурсы, которые так успешно поддерживают экономику страны долгие годы, тоже могут дать трещину. И что тогда делать, на кого опереться? Не вечно же нам жить за счет успешной продажи своих природных богатств, которые рано или поздно могут иссякнуть.
Попробуем задуматься, кто же более выгоден государству - малый или крупный бизнес?
Во многих европейских странах основа внутреннего валового продукта приходится как раз на малый и средний бизнес, например во Франции более 60%, в Германии более 55%. Именно для него создаются самые благоприятные условия развития, специальные меры поддержки, льготные субсидии, кредиты под низкие проценты, невысокие ставки аренды. Да и престижно почему-то у них заниматься бизнесом, популярно даже, отношение к деловым людям даже небольшого полета совсем другое, не в пример тому, как у нас долгое время предпринимателей называли спекулянтами и фарцовщиками. Но не будем сильно углубляться в историю, хочется еще раз вернуться к европейскому опыту.
Другое качество людей, работающих в небольших компаниях, еще одна причина, почему в Европе развивают МБ. Это в основном более деятельные, ответственные люди, с развитыми творческими способностями. А разве не такие качества мы хотим видеть в гражданах России XXI века?
Надо сказать, что путь зарубежной рыночной экономики строился не двадцать лет, как в современной России, а намного больше. Они тоже допускали большое количество ошибок, сталкивались с непониманием, преодолевали массу проблем. Так зачем нам заново изобретать велосипед и методом проб и ошибок искать свой стратегический путь развития? Надо просто сравнить, проанализировать и взять лучшее. В Европе как-то принято считать, что крупный бизнес и сам справится со своими проблемами, а вот малый надо поддерживать, даже поощрять тех, кто решил заниматься предпринимательством. Скорее всего, и мы к этому придем, просто хочется, чтобы этот путь был как можно более быстрым и менее тернистым. Так давайте все-таки не будем экономить на тех, кто должен являться основой этой самой экономики.