Новости

24.05.2011 00:40
Рубрика: Экономика

От ларька к станку

Законодатели намерены помочь малому бизнесу, работающему в сфере производства

По словам заместителя председателя думского Комитета по промышленности Елены Паниной, число малых предприятий, работающих в инвестиционной сфере, в строительстве, в сельском хозяйстве несколько увеличилось. Но пока более 60% предприятий малого бизнеса по-прежнему работают в сфере оптово-розничной торговли, услуг и операций с недвижимым имуществом. Тогда как в обрабатывающих отраслях занято лишь 10,3% малых предприятий, а научными исследованиями и разработками занимаются только 0,8%. У малого бизнеса объем инвестиций в основной капитал составил 346 млрд рублей, из них за счет средств федерального бюджета только 1%. Куда эти инвестиции направлялись? Главным образом в сферу недвижимости - офисные помещения очень дороги, аренда, и та ложится тяжелым грузом на бюджет предприятия. В производственную сферу ушло только 12% инвестиций.

Участники "круглого стола" "Законодательное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности" называли основные причины, которые сдерживают развитие малого и среднего бизнеса в промышленности.

Это прежде всего недостаток собственных финансовых средств, неопределенность экономической ситуации в стране, высокий процент кредита, недостаточный спрос на продукцию, сложный механизм получения кредита на инвестиционные проекты.

Пока более 60% предприятий малого бизнеса по-прежнему работают в сфере оптово-розничной торговли, услуг и операций с недвижимым имуществом

Елена Панина остановилась на законодательном аспекте решения этих проблем. По ее словам, у нас за последние годы принято немало полезных документов, начиная с базового 209-го Закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который определил, что при отраслевых министерствах и ведомствах создаются общественные советы по развитию малого и среднего предпринимательства. Однако далеко не везде они созданы, а там, где созданы, не всегда эффективно работают. Нужно, чтобы советы более активно работали, и это касается не только федеральных органов, но и субъектов Федерации, и муниципалитетов.

217-й закон разрешил создание малых предприятий при вузах. Был и ряд других законодательных актов. Вместе с тем статистика указывает на существенные недостатки законодательной и иной нормативно-правовой базы. В частности, это касается выкупа площадей. Очень сложно для малого бизнеса, занятого производством или научными разработками, получить производственные площади. В принципе их можно купить на аукционе, но по спекулятивной цене у перекупщиков. То же можно сказать и об аренде. Чаще всего малый бизнес арендует площади не у регионов и муниципалитетов, а у частных владельцев по высоким коммерческим ценам. Такая недвижимость по карману только предприятиям с высокой рентабельностью, а это в основном торговля. Производственные предприятия такие площади арендовать не могут, не говоря уже о тех, кто занимается инновационной деятельностью. Всем известно, что инновации требуют больших вложений и окупаются довольно медленно. Сам собой напрашивается вывод, что площади для таких предприятий должны распределяться на особых аукционах, по льготным ценам, и это нужно закрепить законодательно. Вообще закон должен защищать арендатора. У нас арендодатель может разорвать договор аренды досрочно или же без всяких объяснений поднять арендную плату в разы. В развитых странах это невозможно. Там права арендатора серьезно защищены законами на всех уровнях.

- А нам с большим трудом удалось принять поправки к Закону "О защите конкуренции", о безаукционном продлении договоров аренды для малого бизнеса до 2015 года, - сетует Елена Панина.

Участники слушаний затронули и проблему оборудования. В принципе все знают, что малые производственные предприятия должны получать оборудование по лизингу, но не по коммерческой цене, как это происходит сейчас, а по льготной.

По результатам дискуссии рекомендовано ускорить доработку проекта федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации", включив в него положения, определяющие правовой статус и меры поддержки создания промышленных и научно-производственных кластеров, правовой статус и меры поддержки создания промышленных парков. Доработать проект федерального закона N 520154-5 "О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса" в части конкретизации особенностей участия субъектов малого предпринимательства в закупочных процедурах. Подготовить предложения по разработке проектов федеральных законов, предусматривающих меры по развитию малого и среднего бизнеса. Внести изменения в Перечень технологического оборудования, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, направленные на техническую модернизацию малых и средних предприятий в сфере промышленного производства.

Вклад малого бизнеса в экономику, %

Экономика Бизнес Малый бизнес Экономика Бизнес Инновации
Добавьте RG.RU 
в избранные источники