Новости

24.05.2011 00:50
Рубрика: Экономика

Банки подравняют

ФАС подготовила законопроект о конкуренции

Андрей Кашеваров, заместитель руководителя ФАС России:

Сегодня Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) уделяет особое внимание обеспечению равных условий конкуренции на рынке банковских услуг. Служба подготовила проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов". В данном случае речь идет о кредитных организациях. В рабочую группу входят также представители минэкономразвития, минфина, Банка России, РСПП и других организаций.

- Андрей Борисович, что за изменения предлагает ФАС России в закон о попечительстве?

- При проведении анализа конкурентной среды на рынке банковских услуг мы выявляем барьеры, в том числе и нормативно-правового характера, которые препятствуют или затрудняют деятельность кредитных организаций (банков) на рынке.

Так мы установили, что ряд действующих федеральных законов содержит нормы, которые могут создавать необоснованные преимущества отдельным кредитным организациям и сдерживать конкуренцию на рынке банковских услуг. К числу таких федеральных законов относится Федеральный закон N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", предусматривающий возможность опекунов и попечителей вносить денежные средства подопечного исключительно в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации.

Данное положение не позволяет иным кредитным организациям конкурировать за денежные средства подопечных, которые могут быть размещены опекунами и попечителями, в том числе во вклады.

В рамках подготовленного нами законопроекта мы предлагаем рассмотреть возможность расширения перечня таких кредитных организаций до числа вошедших в систему страхования вкладов. При этом для защиты имущественных интересов подопечных законопроект предусматривает, что в одну кредитную организацию можно суммарно внести денежных средств не больше максимального размера возмещения в рамках системы страхования вкладов.

- Новшества скоро коснутся и ЖКХ?

- Да, на наш взгляд, Федеральный закон N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создает преимущества тем кредитным организациям, акции или доли в уставном капитале которых принадлежат Российской Федерации или Банку России.

Дело в том, что данный закон предусматривает, что только в таких кредитных организациях ТСЖ, ЖСК и управляющие компании могут открывать счета для зачисления средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.

В то же время никаких дополнительных гарантий сохранности данных средств в случае их размещения в банках с госучастием мы в действующем законодательстве не обнаружили. Поэтому в настоящее время мы считаем необходимым указанное ограничение отменить.

- Какие изменения нас ждут в законе об оружии?

- Нынешний Федеральный закон N 150-ФЗ "Об оружии" предоставляет право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия только Российскому объединению инкассации и ОАО "Сбербанк России". Таким образом, Сбербанк и Росинкассация фактически при осуществлении операций инкассации имеют преимущественное положение с точки зрения экономии средств. От них не требуется заключения договоров с ЧОПами.

Другие же кредитные организации несут большие расходы. Поскольку у нас оружие может выдаваться ЧОПам, мы полагаем, что кредитные организации не менее ответственны, чем ЧОПы. И те организации, которые осуществляют операции инкассации, также как и Сбербанк и Росинкассация, равно как и ЧОПы, могут в особом порядке, установленном законом, также получать оружие.

- Не появится ли тогда переизбыток оружия?

- На мой взгляд, оружия больше не станет. Эффективная защита не пострадает. Ответственность перед обществом у ЧОПов и кредитных организаций может быть одинаковой. Это не расползание оружия по стране. Каждая кредитная организация, которая осуществляет операции или функцию инкассации, так или иначе обязана нанимать охрану. Да, возможно, это и подорвет некоторым образом бизнес ЧОПов, которые охраняют банки. С другой стороны, мы же не лишаем банки возможности не получать разрешения на оружие, а также заключать договоры с ЧОПами. Выбор за банками. Им предстоит решить, что дешевле: содержать собственное подразделение или работать по договору с ЧОПами. В любом случае своим решением мы уравняем все банки со Сбербанком и Росинкассацией. А услуги ЧОПов, это уж точно, станут дешевле при наличии конкурентной среды.

- Может, лучше эти функции вменить вневедомственной охране?

- Обсудим и это на рабочей группе. Формат обсуждения законопроекта предполагает мнение разных ведомств. Могут появиться и самые неожиданные предложения.

- Вы не оставили без внимания и выборы?

- Федеральные законы N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривают обязанность открывать специальные счета для зачисления средств, предназначенных на финансирование выборов и референдума, в ОАО "Сбербанк России".

Это тоже требует дополнительного обсуждения. Почему только в Сбербанке? Почему, к примеру, не в банках с госучастием? В рамках законопроекта мы предлагаем предоставить кандидатам и избирательным объединениям, а также соответствующим уполномоченным представителям по финансовым вопросам право самостоятельного выбора кредитной организации для открытия счета и проведения операций по счету. При этом мы считаем, что специальный характер такого счета, безусловно, необходимо сохранить.

- Эффективна ли работа совместных комиссий Банка России и ФАС России, созданных в 2006 году?

- В 2006 году был принят новый в Закон "О защите конкуренции", в соответствии с которым рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями на рынке банковских услуг осуществляют комиссии, в состав которых на постоянной основе включаются на паритетных началах представители Центрального банка Российской Федерации. Соответственно, этот паритет выражается в равном количестве членов комиссии от Банка России и антимонопольного органа.

Все решения принимаются консолидированно. Участники рынка осознают предсказуемость регуляторов. Регуляторы не спорят между собой. Их действия вполне предсказуемы. Причем комиссии были сформированы в каждом субъекте Российской Федерации ровно по количеству территориальных управлений ФАС России. За все время существования такого формата совместными комиссиями было рассмотрено свыше 380 дел о нарушении антимонопольного законодательства, 8 из которых были рассмотрены в центральном аппарате ФАС России. Последним таким делом является дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Сбербанк России", МКБ "Одинбанк" (ООО), ФГУП "Почта России", МУП "Информационно-расчетный центр" городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, МУП "Управление жилищного хозяйства" городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, ОАО "Одинцовская теплосеть", ОАО СЭУ "Трансинжстрой" и ОАО "Одинцовский водоканал".

В августе 2010 года совместная комиссия ФАС России и Банка России признала данные хозяйствующие субъекты нарушившими часть 2 статьи 11 Закона "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в заключении между указанными организациями трехсторонних письменных соглашений, реализация которых привела к ограничению конкуренции на рынке платежей физических лиц г. Одинцово.

Данными соглашениями была утверждена форма платежного документа (счета-извещения), на основании которого жители более 250 многоквартирных домов г. Одинцово могли оплачивать жилищно-коммунальные услуги только в ОАО "Сбербанк России", МКБ "Одинбанк" (ООО) и ФГУП "Почта России".

Дело в том, что форма такого платежного документа вместо банковских реквизитов получателя платежа, на счет которого должна быть произведена оплата, предусматривала использование идентификационных штрих-кодов для каждого поставщика жилищно-коммунальных услуг - ответчиков по делу.

В связи с отсутствием банковских реквизитов кредитные организации, не являющиеся участниками подобных трехсторонних соглашений, но имеющие структурные подразделения в г. Одинцово, техническую возможность и желание оказывать гражданам банковские услуги по приему и переводу денежных средств в оплату жилищно-коммунальных услуг, не имели практической возможности оказания таких услуг.

В ходе рассмотрения дела форма платежного документа была изменена и в нее были включены все необходимые для наличной и безналичной оплаты банковские реквизиты получателя. В связи с этим Комиссия ФАС России признала факт добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, а также приняла решение не выдавать предписания ответчикам по делу. Решение было обжаловано МКБ "Одинбанк" (ООО), однако 14 февраля 2011 года Арбитражный суд города Москвы признал законным решение Комиссии ФАС России по данному делу.

Надо сказать также, что в рамках третьего антимонопольного пакета планируется внесение изменений в Закон "О защите конкуренции", согласно которым совместные комиссии ФАС России и Центрального банка России будут рассматривать любые дела о нарушении антимонопольного законодательства кредитными организациями вне зависимости от рынка, на котором допущено нарушение.

Кроме того, в соответствии с законопроектом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" предполагается, что нарушения антимонопольного законодательства операторами платежных систем и операторами платежной инфраструктуры также будут рассматриваться совместными комиссиями ФАС России и Банка России.

- В последнее время много говорят о сокращении участия государства в банковском секторе?

- Мы полагаем, что необходимо периодически и целенаправленно сокращать участие государства в банковском секторе. Собственно, это предусматривается и самой стратегией развития банковского сектора до 2015 года. Можно было бы подискутировать о предельной доле участия иностранного капитала в банковской системе. Установить такой же предел можно и в отношении участия государства в совокупном банковском капитале. По крайней мере этот показатель может стать ограничителем по масштабу участия государства в банках. Причем не ограничивать долю участия в капитале отдельно взятого банка, а именно в совокупном капитале всей банковской системы. Эта норма будет более администрируема и понятна.

Но в любом случае данная идея требует детального обсуждения.

Экономика Бизнес Правительство ФАС Закон "О защите конкуренции" Бизнес - Главное