Два дня - 25 и 26 мая в театре "Новая опера" - спектакль "Вариации Джакомо". Однако оперой его не назовешь. Он по признанию авторов - квинтэссенция двух искусств - оперного и драматического. И наряду с оркестром "Wiener Akademie" под руководством дирижера Мартина Хазельбека, оперными певцами - Ева Либау (сопрано) и Флориан Беш (баритон) - в нем принимают участие артисты драматические Джон Малкович и Ингеборга Дапкунайте.
Михаил Куснирович - организатор и идейный вдохновитель фестиваля искусств "Черешневый лес", в рамках которого происходит постановка, всячески подчеркивает, что приезд спектакля в Москву состоялся благодаря связям Ингеборги Дапкунайте. Что именно она уговорила после премьеры и гастролей в Австралии, Германии и Люксембурге привезти "Вариации Джакомо" в российскую столицу. И только потом постановку увидят в других странах - график гастролей большой.
Джон Малкович играет в этом спектакле, конечно же, Казанову. И по признанию Ингеборги Дапкунайте, устоять перед таким героем невозможно. Обаяние Малковича и его популярность так велики, что именно его имя служит для широкого зрителя главным в этом спектакле. Хотя, например, имя режиссера постановки Михаэля Штурмингера для знатоков означает не меньше.
На встрече с журналистами Джон Малкович также оказался в центре внимания - практически все вопросы были заданы ему. Американский гость вел себя не по-казановски. Более того, всячески открещивался от образа, который так подходит к нему еще с того момента, когда он исполнил роль виконта де Вальмонта в фильме "Опасные связи" - ловеласа, который тоже соблазнял женщин легко и непринужденно, до тех пор, пока не влюбился.
Однако на вопрос обозревателя "РГ", что для него Казанова, почему этот персонаж актуален сегодня и проводит ли сам актер параллели с Вальмонтом, Малкович ответил, что выбор персонажа достаточно случаен:
- Когда я встретился с дирижером нашего спектакля Мартином Хазельбеком, а это было семь лет назад, мы хотели сделать постановку с современной музыкой, с роком, и… с "австрийским акцентом". Мне понравились его музыка, стиль, творчество. Также мне пришелся по душе мой опыт работы с режиссером Михаэлем Штурмингером в "Адской комедии", и мы подумали, что это надо совместить. (Мировая премьера "Адской комедии" ("The Infernal Comedy"), вечер для оркестра, двух сопрано и одного актера, состоялась в Лос-Анджелесе, руководителем и исполнителем стал Джон Малкович. Постановка имела успех - Прим. С.А.) Драматические актеры работали с оперными. Но больше всего я был увлечен силой музыки. Мне хотелось совместить мощь музыки и поэзию. А потом, поскольку у нас получилось, захотелось создать новую историю. Казанова вовсе не был тот герой, которого я хотел сыграть. Хотя я лично прочел 700 страниц его мемуаров. Но так получилось, что мы выбрали именно этот сюжет. А с "Опасными связями" я никаких параллелей не провожу. Один и тот же исторический период - вот и все, что объединяет этот фильм и наш спектакль.
…Джон Малкович продолжал играть роль вальяжного солидного господина со знанием дела рассуждающего про оперные постановки. Словно это не он снялся в последних "Трансформерах" - коммерческом проекте, который станет в этом году фильмом открытия Московского кинофестиваля (так рассказали на презентации ММКФ в Каннах). Что выдавало в Малковиче хулигана и искателя приключений - так это желтый рюкзачок за спиной и взгляд…
Впрочем, на коммерческие проекты актер тоже высказал свою точку зрения:
- Да, я бы провел такое разделение. В своей жизни я занимался как коммерческим искусством, так и тем, которое не ставит своей задачей получение прибыли. Но в обоих случаях для актера главное - это быть искренним в своих размышлениях над созерцанием человеческого состояния. А не погоня за выгодой. Например, опера - никогда не была тем видом искусства, которое приносило большую прибыль. Но от этого она не переставала быть великим искусством.
Актера спросили, какой из персонажей потребовал от него больших затрат - Джек Унтервегер в "Адской комедии" или Казанова?
- В обоих характерах заключена глубина и печаль, - именно это позволяет их сравнивать. Но, в принципе, это - две разные работы. В "Адской комедии" огромную роль играет музыка, а в "Вариациях Джакомо" музыка слилась с драмой.
Джон Малкович рассказал, что по-прежнему интересуется судьбой домика Чехова в Ялте и отправляется туда сразу же по окончании московских гастролей. Готовность бороться за все, что связано с Антоном Павловичем, скорее всего, объясняется огромной любовью Джона Малковича к театру. По крайней мере, актер впервые заулыбался именно тогда, когда ему задали вопрос, почему он, более чем состоявшийся в кинематографе, все же не бросает театр.
- Театр - это мой дом. Это как вы спросите пианиста, почему ты не бросаешь инструмент, играя на саксофоне. Я не могу представить свою жизнь без ежедневных репетиций.
Джон Малкович также признался, что считает Казазнову счастливым человеком, как, впрочем, и себя самого. При этом в его хитро прищуренных глазах засверкали "адские" искринки.
А коллега, задавшая ему вопрос о том, кого из русских он хотел бы видеть на своем спектакле, и чья оценка для него была бы лестна, получила не только красивый ответ, но и приз - билет на спектакль.
- Я не знаю сегодняшних русских фильммейкеров, - сказал Малкович, припомнив вскользь, что знаком с Евгением Мироновым и высоко его ценит, - Но я не ищу оценки кого-либо. Театр - это моя ежедневная работа. Я думаю, что если бы театральные спектакли были само совершенство, то люди умирали бы, идя на них. Но этого не происходит - ничто не совершенно. Это знает и Ингеборга. Мы долго работаем вместе и не "гоняемся за привидениями" - не ищем оценок. Может быть, иногда стоит прислушаться к хорошему совету. Но не более того.